Греческие древности

В. В. Латышев

Финансы

Экономическое состояние Афинского государства
Государственные доходы
Натуральные повинности (литургии)
Государственные расходы
Управление финансами

Экономическое состояние Афинского государства

Основы государственного хозяйства в Афинах, вообще говоря, были непрочны; можно смело сказать, что своими собственными средствами оно не могло бы приобрести и сохранить то блестящее положение, в котором мы видим его в V в., если бы его экономическое состояние не обеспечивалось политическим положением, которое доставили ему счастливые обстоятельства и патриотическая деятельность граждан. Причина этого неблагоприятного экономического положения заключалась в том, что Аттика потребляла гораздо больше, чем производила, т. е. что ввоз товаров был больше вывоза и, таким образом, часть народного имущества ежегодно уходила заграницу. Еще во времена Солона собственного хлеба в Аттике едва хватало на прокормление земледельческого населения (Плут. Сол. 22), впоследствии же, когда народонаселение значительно увеличилось, а крестьянское хозяйство неоднократно разорялось во время войн, особенно Пелопоннесской, страна производила средним числом немного более половины количества хлеба, требовавшегося для народонаселения. Ежегодно ввозилось в Аттику до 800 000 медимнов хлеба на сумму до 140 талантов (1); сюда присоединялся, далее, ввоз кораблестроительного материала (дерево, железо, медь, смола и пр.), соленой рыбы, предметов роскоши, рабов и сырых материалов для аттической обрабатывающей промышленности.

Вывоз, напротив, ограничивался лишь некоторыми естественными продуктами (оливковое масло, смоквы, медь, шерсть, мрамор и пр.), не представлявшими значительной ценности, и произведениями аттической промышленности, в числе которых на первом плане стояла изящная глиняная посуда. Если, несмотря на этот неблагоприятный торговый баланс, аттические финансы в V в., особенно при начале Пелопоннесской войны, находились в блестящем положении, то главная причина этого лежала в том, что значительные суммы денег ежегодно стекались в Афины в виде дани союзников, затем в том, что сама Аттика была богата серебром (Лаврийские рудники), наконец, в прибылях от морской торговли в Пирее. Когда вследствие Пелопоннесской войны уничтожилось первое и третье из указанных условий народного благосостояния, то экономическое положение Афин стало довольно печальным и в IV в. лишь время от времени несколько поправлялось.

Благоприятному материальному положению граждан в цветущее время государства способствовала также значительная доходность капиталов: денежные капиталы приносили от 12 до 18% ежегодного дохода, земли и дом (посредством аренды или найма) – от 8 до 12%; еще значительнее был доход от отдачи внаймы рабов (30 – 38%) и от коммерческих предприятий, соединенных с риском. Цены на физический труд вследствие значительного количества рабов и метеков-ремесленников были очень умеренны: во 2-й половине V в. при возведении общественных построек ремесленники получали не более драхмы в день. Для небогатых граждан небольшое вознаграждение за исполнение государственных должностей и обязанностей, при умеренности их жизненных потребностей, доставляло возможность безбедного существования, а беднейший класс кроме того находил обеспечение в клерухиях. Все эти обстоятельства способствовали тому, что в цветущее время в Афинах почти не было пролетариата, но зато впоследствии, во времена упадка, экономическое положение народа все более и более ухудшалось.

Со времени основания первого морского союза явилась необходимость иметь особую военную казну, из которой можно было бы брать деньги на продолжение войны с персами. Для этой цели союзники были обложены определенными взносами, которые поступали в союзную казну, хранившуюся на о. Делосе. Когда война с персами прекратилась и союзники постепенно стали к Афинам в отношения подданства, то делосская союзная казна в 454 г. была перенесена в Афины и, соответственно новому положению Афин в союзе, сделалась афинской государственной казной, в которую ежегодно вносились остатки государственных доходов, в особенности дань союзников. Эта казна хранилась в опистодоме Парфенона под ведением казначеев богини Афины, но не считалась собственностью богини, а только вкладом (depositum), который государство поручало ей на хранение и которым могло распоряжаться по своему усмотрению посредством народных постановлений. Богине отделялись только «начатки» (απαρχαι) дани союзников в размере 1/60 общей суммы дани.

Рядом с этой государственной казной существовала в Парфеноне особая священная казна богини Афины. Около 435 г. по сохранившемуся до нас народному постановлению (С. I. А. I, 32) были переведены в опистодом Парфенона сокровища, находившиеся в храмах других богов, и таким образом положено основание центральной священной казне других богов. Доходы храмов, поступавшие в эту казну, получались, главным образом, от отдачи в аренду принадлежавших храмам участков земли, от даров и пр.; в казну богини Афины отделялись, кроме того, вышеупомянутая απαρχαι дани и 1/10 конфискованных имуществ. Из этой казны прежде всего, конечно, покрывались издержки культа и храмовых построек, но кроме того, она служила резервным фондом, из которого народ мог делать займы для государственных целей. Эти займы считались настоящими долгами, которые государство обязано было погашать, а до погашения платило проценты, вычислявшиеся логистами. Предложения о заимствовании денег из священной казны можно было делать только после испрошения αδεια. В более древние времена, до Пелопоннесской войны, займы делались редко, но в годы войны было множество экстраординарных расходов, которые не могли быть покрыты из государственной казны и заставляли народ по необходимости прибегать к займам.

В 435 г. собранные на Акрополе сокровища достигли такого размера, какого никогда не было ни прежде, ни после, именно 9700 талантов. К весне 431 г. вследствие расходов на постройку Пропилей и других зданий и на начатую осенью 432 г. осаду Потидеи это количество уменьшилось до 6000 талантов, из коих 1000 была отложена в виде запасного фонда на случай крайней необходимости, а 5000 оставались в распоряжении народа для займов Пелопоннесская война поглотила не только все ежегодно получавшиеся доходы (для увеличения которых афиняне прибегали и к наложению прямой подати на граждан, и к увеличению дани союзников, и к введению новых пошлин), но и все запасные капиталы, так что в конце войны Афины были окончательно разорены не только в политическом, но и в финансовом отношении. Остатки государственных доходов со времен Фемистокла, прежде всего, употреблялись на усиление флота, затем на постройку укреплений и прочие военные надобности. Однако уже во времена Перикла вошел в силу принцип, что в случае, если военные потребности были обеспечены, то остатки дани, вносившейся союзниками на предмет войны с персами, могли употребляться на общественные постройки, которые, содействуя блеску и славе города, в то же время занимали и кормили народ, а также на праздничные раздачи, которые обеспечивали бедному классу народа участие в государственном культе и в эстетических наслаждениях, доставляемых драматическими представлениями (это – так называемые «зрелищные деньги», θεωρικα χρηματα). В IV в., несмотря на то, что дани союзников уже не было, праздничные раздачи приняли еще более широкие размеры. В правление Эвбула была основана особая «зрелищная касса», в которую по закону стали поступать все остатки от расходов по государственному управлению. Внесенное в 350 г. гражданином Аполлодором предложение возвратить τα θεωρικα, их первоначальному военному назначению было отменено посредством γραφης παρανομων ; была даже установлена законом смертная казнь за предложение употребить деньги зрелищной кассы на другие надобности. Только в 339 г. удалось Демосфену добиться возвращения остатков государственных доходов в военную казну. Вслед за тем при Ликурге и Деметрии Фалерском афинские финансы снова пришли в лучшее состояние.

Афинское финансовое управление не составляло ежегодного бюджета, т. е. предварительной росписи государственных приходов и расходов; однако с течением времени собрано было практическим путем достаточно сведений для определения отношения отдельных статей дохода к статьям расхода и таким образом явился обычай назначать определенные статьи регулярных доходов на определенные расходы, приблизительно им соответствовавшие; так, например, доходы от пошлин предназначались на расходы по государственному управлению (Дем. Пр. Тимокр. 97), судебные пошлины и штрафы с обвиненных по суду – на жалованье судьям и другие судебные расходы (Поллукс VIII, 38 и др.). Кроме того, было в обычае отделять в специальные кассы отдельных казначеев суммы на те расходы, которые входили в область их ведения; таковы были, например, «деньги на расходы по постановлениям народа» (τα κατα ψηφισματα αναλισκομενα τω δημω) и пр. В надписях, содержащих в себе декреты, требовавшие каких-либо расходов на свое исполнение, нередко указывается, из каких сумм или какими казначеями должна быть произведена выдача.

Примечания

1   Со времен Солона в Афинах была принята эвбейская система весов, в которой наибольшей единицей был талант серебра весом в 26,196 кг (= приблизительно 1415 рублей сер. по нынешней стоимости серебряной монеты). Талант делился на 60 мин, мина – на 100 драхм (4,366 кг = около 24 коп. сер.), из которых каждая подразделялась еще на 6 оболов. Ходячей монетой в Афинах постоянно была серебряная (главной был στατηρ или τετραδραχμον), отличавшаяся высоким достоинством металла и потому охотно принимавшаяся повсюду в Элладе. Со времен Писистрата на передней стороне монет обыкновенно изображалась голова Афины, на задней – сова. Золотая монета чеканилась редко и носила такие же названия, как серебряная; законом установленного отношения стоимости золотой монеты к серебряной не было. Медная разменная монета (главной был χαλκους = 1/2 обола) чеканилась приблизительно с половины V в., особенно же со времен Александра Македонского.




§ 2. Государственные доходы

Относительно общей суммы доходов, которые получало афинское государство, мы имеем несколько показаний, относящихся к V и IV вв. до Р. X. При начале Пелопоннесской войны афиняне, по словам Ксенофонта (Анаб. VII, 1, 27), получали ежегодно не менее 1000 талантов. Аристофан в 422 г. определяет сумму годового дохода в 2000 талантов (Осы, 660); такое значительное увеличение доходов объясняется тем, что в 425/4 г. дань союзников была возвышена более чем вдвое. Из приведенного в гл. 19, § 2 свидетельства о том, что Ликург в 12 лет (338 – 326) выдал на расходы 18 900 талантов, следует, что в его время ежегодный доход достигал, средним числом, до 1575 талантов; при Деметрии Фалерском ежегодный бюджет доходил еще до 1200 талантов (Афин. XII, р. 542 с). При этом само собою разумеется, что в тяжелые военные времена суммы доходов значительно сокращались.

Государственные доходы афинян (προσοδοι) могут быть разделены на 4 разряда:
I) τελη: а) доходы с государственных имуществ и б) косвенные налоги;
II) τιμηματα – штрафы и конфискации имуществ;
III) εισφορα – прямая подать и φορος – дань союзников;
IV) λειτουργιαιι. Делят их также на внутренние и внешние (к последним принадлежит (φορος), постоянные и чрезвычайные (εισφορα, επιδοσεις), военные контрибуции, из литургий – триерархия), прямые и косвенные (литургии).

I. а). Доходы с государственных имуществ были обширны и разнообразны. Главной доходной статьей были Лаврийские серебряные рудники, простиравшиеся по южному берегу Аттики от Форика до Анафлиста. Они разделены были на участки, продававшиеся частным лицам, гражданам и метекам, которые вносили в казну единовременно условленную сумму и потом ежегодно 24 часть полученного дохода, причем имели право продавать и завещать свои участки. Управление рудниками было правильно организовано, существовали особые законы (μεταλλικοι νομοι) отдачи и разработки участков. Со времен Фемистокла доходы с рудников определены были на постройку флота. Во времена Ксенофонта рудники были еще довольно богаты, но потом мало-помалу стали истощаться, так что уже в конце IV в. доходы с них были весьма сомнительны. Были в Аттике также каменоломни (известный Пентеликонский мрамор), но условия и способы их разработки неизвестны. Земли, принадлежавшие непосредственно государству (поля, леса, плантации маслины и пр.), рыбные и соляные промыслы в море, казенные дома, театры и пр. были отдаваемы в аренду на время или навсегда.

б). Косвенные налоги (пошлины) были различного рода. Имущество афинских граждан было свободно от постоянных налогов, за исключением рабов, из которых за каждого, по-видимому, платили ежегодно по 3 обола. Метеки обязаны были платить μετοικιον в небольшом размере, именно по 12 драхм в год каждый мужчина и по 6 драхм женщина, живущая отдельно (ср. выше, разд. «Народонаселение Аттики», § 2 «Метеки»). Если принять, что в Аттике жило средним числом 10 000 метеков, то общая сумма их подати должна была достигать 20 талантов.

Торговые пошлины взимаемы были со всех предметов ввоза и вывоза как с моря, так и со стороны суши. Обыкновенно в Афинах брали 50-ю часть (η πεντηκοστη) или 2% стоимости ввозимых и вывозимых товаров (1); общая ежегодная сумма этой пошлины по одному показанию (Андок. О мист. 133) достигала 36 талантов. Кроме торговых пошлин были взимаемы еще портовые (ελλιμενιον) и рыночные (τελη αγορας), величина которых зависела от рода и ценности товаров; устав об этих пошлинах был разработан с большой тщательностью (например, пошлины с рыб определялись по их роду и величине). Особые пошлины брались еще за ввоз в городские ворота (διαπυλιον). При всех покупках от казны покупатели платили пошлину επωνιον, сумма которой зависела от ценности покупаемого: именно с ценности от 1 до 4 драхм платили 1 обол, от 5 до 50 драхм – 4 обола, от 50 до 100 драхм – 1 драхму и затем со всяких 100 драхм по 1 драхме, т. е. по 1%, почему эта же самая пошлина, как кажется, называлась εκατοστη.

II. Судебные пошлины, штрафы и конфискации имуществ составляли весьма важную статью афинских доходов, потому что страсть к спорам и тяжбам, как известно, была одной из отличительных черт национального характера афинян и их суды были завалены делами. Особенно значительны были этого рода доходы во 2-й половине V в. вследствие того, что тогда Афины были местом суда для союзников (виды судебных пошлин см. разд. «Судоустройство и судопроизводство», § 4 «Ход судебного процесса»). Штрафы (τιμηματα), как мы уже видели выше, служили наказанием за многие преступления; величина штрафа во многих случаях была определяема судьями (αγωνες τιμητοι). Штраф в 1000 драхм служил наказанием за обвинение в государственном преступлении, показавшееся ложным более чем 4/5 общего числа судей. Совет и должностные лица имели право налагать штраф (επιβολας επιβαλλειν) за неповиновение. Конфискованные имущества (δημιοπρατα) поступали в собственность государства и были продаваемы с аукциона.

Во избежание издержек и трудностей при взимании налогов и пошлин, государство отдавало их, за исключением дани союзников, на откуп отдельным лицам или целым обществам откупщиков (τελωναι), во главе которых стояли τελωναρχαι или αρχωναι, заключавшие контракты с советом, в ведении которого находились откупа. Откупщиками могли быть не только граждане, но и метеки, и вольноотпущенники; государство всячески поддерживало их и даже освобождало на время откупа от отбывания воинской повинности, для того чтобы они могли беспрепятственно заниматься своими делами, но зато строго взыскивало за непредставление в срок откупной суммы и вообще за неисправность, применяя к ним со всей суровостью законы относительно государственных должников, т. е. подвергая неисправных откупщиков атимии и даже личному задержанию, если совет признавал это нужным; если же сумма откупа не была уплачиваема до истечения 9 притании того года, в который уплата должна быть произведена, то она удваивалась и имущество откупщика подвергалось конфискации. В случае контрабанды откупщики конфисковали неоплаченные пошлиною товары и подавали на виновных жалобы в форме φασις. Самые сборы производили особые лица, которые носили различные названия по роду собираемых ими налогов или пошлин (πεντηκοστολογοι, εικοστολογοι, ελλιμενισται).

III. Внешний доход – дань союзников (φορος) во время существования первого морского союза был важнее и значительнее внутренних. Пособия, которые добровольно доставляли на ведение войны с персами города, вошедшие в состав союза, мало-помалу обратились в обязательную дань, на которую афиняне стали смотреть как на свою собственность. Сначала, по раскладке, сделанной Аристидом, сумма дани, которая должна была получаться ежегодно, достигала 460 талантов, потом, с 437 года, – 600, а в 425 г. сразу была возвышена до 1300 талантов;(2) но на деле, как видно из сохранившихся обломков списков дани, такие суммы никогда не получались; в начале Пелопоннесской войны в действительности получалось только до 400 талантов. Против городов, не плативших дани, афиняне принимали принудительные меры в виде отправления сборщиков или иногда военной экзекуции. В 413 г. афиняне, весьма нуждавшиеся тогда в средствах на ведение войны, в целях увеличения доходов с союзников заменили их дань сбором пятипроцентной пошлины (εικοστη) с предметов ввоза и вывоза в союзных государствах (Фук. VII, 28), но вскоре же отменили это учреждение как сложное и неудобное (оказалось необходимым посылать во все союзные города особых чиновников для наблюдения за ввозом и вывозом и для сбора пошлины) и восстановили прежнюю дань, сумма которой, однако, значительно уменьшилась вследствие отпадения многих союзников от Афин. Поэтому Алкивиад устроил потом (в 411 г.) в Хрисополе на Боспоре военную станцию для взимания пошлины в 10% (δεκατη) со всех товаров, провозимых через пролив как в Черное море, так и из него (Ксен. Греч. ист. I, 1, 22); этот сбор существовал до тех пор, пока пролив оставался во власти афинян. После несчастного исхода Пелопоннесской войны они лишились всех своих внешних доходов, но когда снова возродилось их могущество, боспорская пошлина была восстановлена Фрасибулом около 390 г. в размере 5% (εικοστη), а по возобновлении союза в 377 г. снова взимались и денежные сборы с союзников (см. ниже, гл. 28, § 3).

Между экстраординарными доходами первое место занимала прямая подать (εισφορα), которая взимаема была на военные надобности при затруднительном положении государства, всякий раз по особому народному определению, с граждан и метеков с таким расчетом, что более богатые люди платили не только в количественном, но и в процентном отношении более, чем беднейшие (Поллукс, VIII, 129). Раскладка производилась по Солоновским имущественным классам, но степень зажиточности уже во время Пелопоннесской войны определялась не по ежегодному доходу с поземельной собственности, а по всему недвижимому и движимому имуществу, причем в состав последнего, как кажется, включались и рабы (Исокр. Трапез. 49). Граждане сами оценивали свое имущество, но эта оценка подлежала ревизии особой должностной коллегии, носившей название οι επιγραφεις. Для внесения предложения о прямой подати необходима была αδεια; от взноса ее никто не был освобождаем, не исключая сирот. Первое из сохранившихся упоминаний о сборе прямой подати (в количестве 200 талантов) относится к 428 г., когда афиняне нуждались в деньгах на осаду Митилены (Фук. III, 19).

В 377 г. при архонте Навсинике (одновременно с заключением нового морского союза) была произведена реформа в раскладке прямой подати с целью более правильного ее взимания. К сожалению, подробности новой раскладки неизвестны, так что о многом можно только догадываться. Была произведена всеобщая оценка движимого и недвижимого имущества частных лиц, на основании которой они разделены были на классы с прежними (Солоновскими) названиями, хотя новые классы не соответствовали прежним, так как minimum капиталов взят был иной. Из действительного состояния каждого лица известная часть отчисляема была в податной капитал (τιμημα), с которого и взимаема была в виде прямой подати известная доля (например, 1/12, 1/50), каждый раз по особому расчету, сделанному счетчиками (διαγραφεις, επιγραφεις) сообразно с общей суммой подати, которую желало получить государство.

В 1-м классе, состоявшем из 300 богатейших лиц, τιμημα составляло 5-ю часть действительного состояния, в других, вероятно, меньшую; метеки, по-видимому, не были разделены на классы, и податной капитал как богатых, так и бедных составлял 6 часть действительного (Дем. Пр. Андрот. 61). Обложение податью начиналось, кажется, с имущества в 25 мин. Общая сумма податных капиталов по новой раскладке достигла 5750 талантов (3).

Одновременно с этой реформой для удобнейшего сбора подати были устроены общества (συμμοριαι) с таким расчетом, чтобы податные капиталы отдельных обществ были равны между собой. Во главе симморий стояли предводители (ηγεμονες συμμοριων, συμμοριαρχαι), которые являлись ответственными лицами перед государством и делали раскладку причитающейся суммы подати между членами симмории по особому списку (διαγραμμα), соответственно податному капиталу каждого. Стратегам принадлежал верховный надзор над симмориями, разбор относящихся к ним тяжебных дел и председательство на суде по этим делам. О взимании подати заботилось само государство через особых сборщиков (εκλογεις) и невнесение подати влекло за собой штраф или даже конфискацию имущества. Однако, вследствие затруднений, с которыми был сопряжен этот способ взимания, он был изменен так, что в каждом деме один из богатейших граждан должен был вносить сразу всю сумму подати, причитавшуюся с его демотов, и затем взыскивал с каждого следуемую сумму. Такой предварительный взнос (προεισφορα) считался литургией. Около 360 г. обязанность вносить предварительно всю сумму подати была возложена раз навсегда на 300 богатейших граждан, принадлежавших к высшему имущественному классу (Дем. Пр. Фэн. 25).

Кроме прямой подати к чрезвычайным доходам принадлежали добровольные пожертвования (επιδοσεις), к которым по народному постановлению были приглашаемы граждане и метеки, если государство нуждалось в средствах (на войну, защиту страны, жертвоприношения и пр.).

Примечания

1   В афинском государстве торговые пошлины были вообще ниже, чем в других греческих землях.
2   Новая раскладка дани, совершенная законодательным путем при архонте Стратокле по предложению Фудиппа, была вырезана на камне, который сохранился до наших времен в разбитом виде, но удачно сложен немецким ученым Кёлером, который на основании его прекрасно объяснил раскладку дани.
3   Полибий (II, 62) ошибочно говорит, что такова была тогда стоимость всего имущества жителей Аттики. На самом деле, чтобы получить ее, нужно показанную им сумму помножить minimum на 5.




§ 3. Натуральные повинности (литургии)

Вместо постоянного подоходного налога в Афинах существовали натуральные повинности или общественные службы (λητουργιαι или λειτουργιαι от λειτον = το δημοσιον и εργον), в которых государство вместо денег получало непосредственно то, в чем имело надобность. Они лежали тяжелым гнетом на зажиточных гражданах (и метеках, которые были обязаны нести их наравне с гражданами) и в древнейшие времена были естественным последствием больших политических прав богатых людей, в более же поздние – следствием принципа равенства в демократической республике, который не допускал скопления значительных богатств в одних руках (1). Имущество в 3 таланта уже подвергало владельца литургиям, и чем богаче был гражданин, тем обременительнее были его литургии; по свидетельству авторов, иногда они доводили зажиточных людей даже до разорения и нищеты (2). Последнее, однако, предусмотрено было некоторыми постановлениями, ограничивавшими тягость литургии: нельзя было назначать одному лицу по 2 литургии в один год и даже по одной в 2 года сряду; триерархия освобождала гражданина от всех прочих литургий (Дем. Пр. Лепт. 8 и 19). Всякий гражданин, которому казалась слишком обременительной или неправильно наложенной та или другая литургия, мог предложить ее более богатому и в случае отказа последнего имел право потребовать от него поменяться имуществом (αντιδοσις); обыкновенно вызванный отказывался и от этого обмена и тогда дело переходило, в форме διαδικασια, на суд гелиастов, который и решал, кто из спорящих должен принять на себя данную литургию. Раньше суда обе стороны производили осмотр имущества друг друга, налагали на него запрещение и обязаны были представить друг другу в течение трех дней точную, засвидетельствованную клятвой опись (αποφασις) своего имущества, на которую и ссылались на суде в доказательство справедливости своего требования и отказа. Архонты, незамужние наследницы, сироты (до истечения одного года после возмужалости) и лица, пользовавшиеся особыми привилегиями за услуги государству, были освобождаемы от литургий. Между гражданами каждой филы соблюдалась в исполнении литургий очередь, за правильностью которой наблюдали два первые архонта, афлофеты и попечители фил. Однако настаивать на правильной очереди и законном числе литургий считалось неприличным, так как свидетельствовало об отсутствии патриотизма и религиозного чувства (большая часть литургий относилась к религии и культу); поэтому часто одно и то же лицо исполняло несколько литургий в год или несколько лет сряду (3). Богатые граждане иногда даже добровольно вызывались исполнять литургии из патриотизма или желания блеснуть своим богатством. Ежегодно исполняли литургии, средним числом, 60 граждан (Дем. Пр. Лепт. 21).

Литургии разделялись на периодические или круговые (εγκυκλιοι) и чрезвычайные; к 1 роду относятся χορηγια, γυμνασιαρχια, εστιασις; и другие меньшие, ко 2 – τριηραρχια, προεισφορα и αρχιθεωρια (4).

1. Наиболее обременительною из литургий была χορηγια, т. е. покрытие издержек на музыкальные и орхестические состязания и поставка хоров для драматических представлений во время общественных празднеств (Дионисий, Фаргелий, Панафиней, Прометей, Гефестий). Поставка трагического хора считалась дороже поставки комического, наибольших же издержек требовало устройство состязания на флейте, так как при драматических представлениях некоторую долю издержек брали на себя театральные откупщики (содержание театра, декорации и пр.), а при музыкальном состязании хорег должен был брать все издержки на себя и нередко с затруднениями набирать хороших певцов и музыкантов. Вообще издержки на хорегию были весьма различны и простирались от 300 до 5000 драхм (5). Гражданин, на долю которого пришлось устройство драматического представления, имел попечение, главным образом, о хоре. По требованию автора драматической пьесы архонт назначал ему хорега (6), который и должен был набрать необходимое количество людей для хора, пригласить учителя или регента (χοροδιδασκαλος, – в древнейшие времена обыкновенно сами поэты обучали хор), вознаградить его и хористов, дать им содержание и помещение, устраивать частые репетиции и пр. (все это называлось χορον διδοναι. На время представления хореги одевали певцов в прекрасные одежды, украшали венками, сами также пышно одевались и старались отличиться друг перед другом красотою, богатством убранства и искусством хора, не жалея издержек, так как все это делалось в честь богов. При музыкальных состязаниях были хоры взрослых (χορηγειν ανδρασι) и мальчиков (χορηγειν παισι).

За победу в состязании хорег получал награду, как правило треножник, который с надписью своего имени и своей филы ставил в храме или на специально для этого построенном здании (7). В IV в. хорегия, вследствие множества сопряженных с нею издержек, стала выходить из употребления, а некоторые хоры (например, комический) перестали существовать еще раньше.

2. Γυμνασιαρχια состояла в устройстве гимнастических игр во время некоторых праздников, т. е. в наборе гимнастов и в доставлении им всего необходимого. Мы имеем сведения только о гимнасиархии для устройства ночного бега с факелами (λαμπαδοδρομια), совершавшегося в праздники таких божеств, культ которых имел какое-нибудь отношение к огню, именно в праздники Прометея, Гефеста и Афины, позднее также Пана и фракийской богини Бендиды. Участвующие в состязании по данному сигналу (которым служило опущение факела с башни в предместье Керамике) быстро бежали с факелами в руках, заботясь о том, чтобы не погасить факела, который был восковой, а не смоляной, так что мог очень легко погаснуть. Со времен Сократа устраивались и конные ристания с факелами. Издержки на эту литургию также были значительны: по словам Лисия она обошлась одному литургу в 1200 драхм (8).

3. Eστιασις называлось угощение литургом всех граждан его филы в некоторые праздники (Дионисии и Панафинеи). Богатые литурги из тщеславия или из политических видов не жалели средств и хлопот для щедрого угощения филетов, число которых могло доходить до 2000 человек. В праздник Фесмофорий богатые гражданки также поочередно, в виде литургии, угощали женщин своей филы.

4. Между менее важными литургиями можно отметить покрытие расходов на αρρηφοριαν, т. е. обязанность девочек гражданок носить корзины во время процессии в честь Афины Полиады.

5. К числу литургий в более широком смысле принадлежала также ιπποτροφια, т. е. обязанность граждан из класса всадников содержать лошадей для военных целей; от других литургий она отличалась тем, что была не очередной, а постоянной.

6. Из чрезвычайных литургий наиболее обременительна была τριηραρχια – снаряжение корабля. В древние времена каждая из 48 навкрарий обязана была ежегодно ставить по одному кораблю; но после реформы Фемистокла (см. гл. 17, § 2), когда флот значительно увеличился, оснастка судов стала литургией, которую несли зажиточные граждане. Совет обязан был ежегодно заботиться о постройке 20 судов, на которую по предложению Фемистокла ассигнованы были доходы с Лаврийских рудников. Готовые остовы судов с мачтами передаваемы были триерархам, которые обязаны были оснащать их, снабжать всем необходимым и набирать экипаж, получавший жалованье от государства. Триерархия продолжалась целый год, в течение которого триерарх командовал кораблем, заботился о том, чтобы он был постоянно годен к плаванию, и обязан был сдать его в исправном виде своему преемнику и вместе с тем отдать логистам отчет в находившихся на руках его казенных деньгах (жалованье экипажу и пр.). Назначение триерархов и ведение процессов, возникавших из споров граждан об исполнении литургии, входило в круг обязанностей стратегов. Эту повинность несли только зажиточнейшие граждане (Дем. Пр. Лепт. 19) и притом с промежутками в два года. В V в. на каждый корабль был назначаем один триерарх, издержки которого в продолжении года достигали значительной суммы. Так как после Пелопоннесской войны граждане вследствие обеднения уже не в состоянии были нести те тяжелые обязанности, какие несли их отцы и деды, то само государство приняло участие в снаряжении судов, именно стало давать от себя снасти, и допускало с конца V в., чтобы по 2 триерарха заведовали одним кораблем (συντριηραρχια); но и эти меры оказались недостаточными вследствие упадка благосостояния граждан и охлаждения их патриотизма, которое дошло до того, что триерархи стали отдавать с подряда оснастку судов, отчего, конечно, терпело государство, так как подрядчики лично не отвечали за корабли и мало о них заботились (9). В 357 г. на триерархию были распространены учрежденные в 377 г. симмории (см. § 2) таким образом, что 1200 состоятельнейших граждан были разделены на 20 симморий по 60 членов в каждой, так чтобы капиталы отдельных симморий были приблизительно равны между собой; 300 богатейших граждан были распределены по 15 человек в каждую симморию и из них выбирались ηγεμονες, стоявшие во главе симморий; кроме этих ηγεμονες упоминаются еще επιμεληται, которые, по-видимому, вместе со стратегами распределяли между членами симмории триерархические обязанности. Каждая симмория обязана была снаряжать большее или меньшее число судов, смотря по тому, сколько их требовало государство в данном году, и распределяла их между сочленами, так что о снаряжении каждого корабля заботилось общество (συντελεια) от 3 до 16 человек, хотя иногда приходилось и по-прежнему снаряжать корабль двум лицам. Один из членов синтелии в качестве триерарха в собственном смысле принимал на себя командование кораблем. Вскоре, однако, и при этом порядке возникли злоупотребления: богачи, распоряжавшиеся в симмориях, стали отдавать с подряда снаряжение судов за возможно дешевую цену, которую и распределяли между беднейшими членами симмории, принимая на свою долю лишь незначительные издержки или совершенно избавляя себя от них и в то же время в качестве литургов освобождаясь от других повинностей (Дем. Пр. Мид. 155). Заметив эти злоупотребления, вредившие государству не менее, чем частным лицам, Демосфен еще в 354 г. в своей речи «О симмориях» предложил вниманию сограждан проект их реформы, а в 340 г. провел закон о новом порядке отбывания триерархии. Он увеличил число обязанных повинностью граждан до 2000, разделил их на 100 отделений с капиталами до 60 талантов в каждом и возложил на отделения обязательство снаряжать потребное количество кораблей, причем это снаряжение распределено было по преимуществу: состоятельнейшие граждане, имевшие не менее 10 талантов, обязаны были в случае надобности снаряжать корабль на собственные средства (но ставить более 2 судов не были обязаны даже богатейшие), а менее богатые соединялись в синтелии так, чтобы совокупность их капиталов составляла 10 талантов, и каждый нес свою долю издержек соразмерно имуществу (Дем. О венке. 102 – 107). Эсхин вскоре произвел в этом законе какое-то изменение, сущность которого нам неизвестна; но главные основания Демосфенова закона продолжали существовать и впоследствии.

7. Пροεισφορα как литургия упомянута выше (см. § 2).

8. Aρχιθεωρια означала начальство над священными торжественными посольствами, которые государство отправляло на праздники и игры в различные священные места, особенно на Делос. Часть издержек принимало на себя государство, но богатые люди, становившиеся во главе посольств, не щадили и своих средств, чтобы содействовать их блеску и пышности и не уронить отечества, представителями которого они были на празднике. Никий и Алкивиад, по словам Плутарха, особенно отличались и щеголяли друг перед другом в отправлении этой литургии. Первый однажды, для более торжественного вступления посольства на Делос, построил к нему плавучий мост от близлежащего острова Рении, к которому он пристал с кораблями (Плут. Ник. 3).

Примечания

1   Обременяя богатых граждан, государство в силу того же принципа поддерживало людей малоимущих: со времен Перикла они получали вознаграждение за военную и морскую службу, в праздники Диониса – по 2 обола в день на зрелище (позднее, впрочем, этим пособием пользовались и богатые), а беднейшие и неспособные к труду – денежные пособия.
2   Комик Антифан (у Афинея, III, 62) говорит, что хореги наряжают певцов в золототканые одежды, а сами ходят в рубищах; и по словам Демосфена (Пр. Мид. 61), граждане часто издерживали на литургии все имущество. Нужно, однако, заметить, что при большой производительности капиталов и низкой цене труда в Афинах разориться было труднее, чем ныне.
3   По словам Лисия (Речь по обвин. в лихоимстве, 1 сл.), один гражданин по нескольку раз в год был хорегом и 7 лет сряду триерархом; в течение 9 лет он истратил на литургии более 10 талантов. В 362 г. гражданин Аполлодор сделал предварительный взнос (proeisfora) прямой подати на 3 дема и в то же время был триерархом (Дем. Пр. Поликла. 9).
4   Литургии существовали и в других государствах Греции. Особенно распространена была хорегия, так как театров в греческих землях было много.
5   По словам Лисия (Речь по обвин. в лихоимстве, 1), поставка трагического хора обошлась одному хорегу в 3000 драхм, комического – в 1600, хора взрослых в праздник Фаргелий – в 2000, мужского хора в праздник Дионисий – в 5000, хора мальчиков – в 1500 и т. д. Во времена обеднения иногда хорегия исполнялась двумя лицами вместе.
6   Вот как описывает Аристотель (Аф, пол. 56) назначение хорегов: «Архонт .. назначает трех хорегов из всех афинян (εξ απαντων Aθ, т е не по филам) из числа богатейших людей для трагедий. Прежде он и для комедий назначал пять хорегов, но теперь их предлагают филы. Затем он принимает хорегов, предложенных филами для хоров мужчин и мальчиков на празднике Дионисий, равно и для хоров мужчин и мальчиков на празднике Фаргелий (для Дионисий хореги назначаются по числу фил, а для Фаргелий из двух фил один хорег, причем эти филы дают хорегов по очереди), производит αντιδοσεις и вообще руководит всеми процессами, возникающими по поводу литургий». Еще раньше находки «Афинской политии» проф П. В. Никитин доказал на основании эпиграфических данных, что драматические хорегии исполнялись не по филам («К истории афинских драматических состязаний». СПб. 1882).
5   Из таких зданий с треножниками образовалась целая улица «Треножники», шедшая по восточной окраине Акрополя от пританея до театра Диониса. На ней сохранился до нашего времени памятник, поставленный хорегом Лисикратом в 335 г. («Демосфенов фонарь») со следующей надписью: «Лисикрат, сын Лисифида, кикиннеец был хорегом, Акамантида победила в состязании мальчиков, Феон играл на флейте, Лисиад афинянин был учителем хора, Эвенет был архонтом» Описание памятника см в «Кратком очерке греческих древностей» Страшкевича, стр. 511 (изд 2-е).
6   От гимнасиархов-литургов нужно отличать гимнасиархов-чиновников, которые, как кажется, существовали уже в V и IV вв. в качестве наблюдателей за нравственностью мальчиков в гимнасиях, но особенное значение получили в позднейшие времена, при римских императорах: они были тогда надзирателями за палестрами и пользовались весьма большим почетом; некоторые из них, кажется, добровольно принимали на себя часть расходов по гимнасиям. например, доставляли масло для намазывания тела атлетов. Об этом свидетельствуют многие надписи римских времен.
7   Больше всего сведений об этой литургии мы имеем в речи Демосфена «Против Поликла».




§ 4. Государственные расходы

Ежегодно афинское государство расходовало значительные суммы (в эпоху процветания приблизительно до 1000 талантов в мирное время) на религиозные нужды, на войско и флот, различного рода постройки и ремонт их, вознаграждение за отправление различных государственных должностей, наконец, на пособия и раздачи народу. Эти расходы, подобно доходам, могут быть подразделены на ординарные и экстраординарные.

1. Ординарные расходы. Сюда, прежде всего, можно отнести религиозные расходы, состоявшие в устройстве общественных жертвоприношений и праздников, в приготовлении священной утвари, наград победителям на состязаниях и пр. Значительнейшая доля издержек на устройство сценических и гимнастических состязаний в праздники падала, правда, на отдельных граждан – литургов (хорегов и гимнасиархов), но и государство принимало на себя часть расходов. При отправлении священных посольств (θεωριαι) на праздники и игры в других государствах (особенно на общегреческие национальные праздники) государство отпускало пособия, иногда значительные, литургам-архифеорам. Для этих посольств и для других государственных надобностей были содержимы на государственный счет корабли (Σαλαμινια, Пαραλος), матросы которых получали по 4 обола в день жалованья; ежегодный расход на содержание каждого корабля вместе с жалованьем доходил до 7 талантов.

Расходы на войско и флот были значительны и в мирное время. Так, на содержание конницы (см. разд. «Войско и флот», § 2 «Устройство и разделение войска») государство, по словам Ксенофонта (Гиппарх, 1, 19), расходовало до 40 талантов в год. Покупка и содержание полицейских стрелков (τοξοται), число которых от 300 возвысилось до 1200 человек, ежегодная постройка триер, заготовление военных материалов и прочее также требовали значительных расходов.

Различные общественные сооружения, как то: городские и Длинные стены (из Афин в Пирей), укрепления, верфи, арсеналы, храмы, театры, дороги, водопроводы, художественные произведения ежегодно поглощали на ремонт известные суммы денег, которые, однако, не могут быть ближе определены.

Далее, государство очень много тратило на содержание должностных лиц. Чиновники первоначально и по принципу не получали жалованья за исполнение своих обязанностей, но в эпоху процветания афинского государства в V и IV вв. за исполнение многих отдельных должностей полагалось или жалованье, или столовые деньги (см. выше, разд. «Должностные лица», § 2 «Отдельные магистраты»). Получали жалованье члены совета (μισθος βουλευτικος, ежедневно по пяти оболов, а пританы по драхме (см. разд. «Должностные лица», § 1 «Общие замечания»), что составляло около 30 талантов в год), номофеты, судьи (τριωβολον ηλιαστικον или μισθος δικαστικος, см. выше, разд. «Судоустройство и судопроизводство», § 3 «Суд присяжных».) и все граждане за присутствие в народном собрании (μισθος εκκλησιαστικος, см. разд. «Органы верховной власти народа», § 2 «Народное собрание»). Архонты получали столовые деньги (по 4 обола каждый день). Эфебы получали также по 4 обола, софронисты по драхме. Кроме того получали содержание все власти, отправляемые в клерухии; послы и феоры, посылавшиеся в чужие земли, получали деньги на путевые издержки (εφοδια, 2 – 3 драхмы в день). Во избежание злоупотреблений закон запрещал получать жалованье одновременно за две должности (Дем. Пр. Тимокр. 123). Множество общественных служителей (письмоводители, глашатаи и другие у совета, чиновники в народном собрании, стражи верфей, скифы) за исполнение своих обязанностей получали большее или меньшее вознаграждение.

Далее следует упомянуть о плате за вырезку на камне народных постановлений и других государственных документов, которая видоизменялась от 10 до 60 драхм смотря по величине документа.

За усердную службу или особые заслуги государство давало отдельным лицам или целым коллегиям различного рода награды, которые также требовали расходов. Обыкновенно заслуженные лица получали венок масличный или золотой (последним награждаем был совет за усердную службу; из частных лиц первый получил его Перикл), освобождение от всех или некоторых повинностей (например, от литургий), содержание в пританее, иногда в честь них были воздвигаемы статуи, наконец, давались и денежные подарки. Наградой победителям на состязаниях служили венки, а одержавшим победу литургам (хорегам, гимнасиархам) – почетные треножники. В более древние времена афиняне были скупы на награды; известно, что единственной наградой Мильтиаду, знаменитому марафонскому победителю, служило то, что его изображение было помещено на первом плане картины битвы в στοα ποικιλη. Позднее же награды, иногда очень значительные и стоившие больших расходов, давались часто и за маловажные услуги.

Со времен Перикла из государственной казны производились значительные раздачи денег народу на зрелища (το θεωρικον). Перикл установил их для того, чтобы и беднейшие граждане не были лишены возможности в праздничные дни быть зрителями драматических представлений в театре, за посещение которого театральные откупщики брали деньги (по 2 обола за место). Поэтому сначала и получали деньги только беднейшие граждане по 2 обола в день (διωβελια) во время праздников Диониса, в которые происходили театральные представления; но впоследствии, в IV в., раздача приняла такие широкие размеры, что ею стали пользоваться и богатые граждане наравне с бедными и притом во все большие праздники (в течение 3 дней по 2 обола ежедневно) (1), хотя бы представления и не были даваемы. Была образована Эвбулом особая касса του θεωρικου, в которую стали поступать все остатки государственных доходов, и под страхом смертной казни запрещено было употреблять деньги этой кассы на другие надобности. Раздача денег была организована по демам. В 410 г. в четыре притании было роздано народу около 16 талантов (С. I. А. I, 188).

Кроме раздачи денег на зрелища, государство расходовало значительные суммы на пособия. Еще Солону приписывается постановление, чтобы граждане, изувеченные на войне, содержались за государственный счет (2). Позднее это постановление было распространено на всех неимущих и неспособных к труду (αδυνατοι). Назначение пособия (от 1 до 2 оболов в день) зависело от народного собрания, а права на него просителей были определяемы советом; получившие пособие должны были в каждую пританию являться в совет для освидетельствования, под опасением лишения пенсии (3). Сыновья граждан, убитых на войне, воспитывались за государственный счет до совершеннолетия и затем получали от государства полное вооружение (πανοπλια). Иногда в неурожайные годы и всему народу оказывалось вспомоществование в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного за государственный счет (впрочем, даровая раздача происходила, вероятно, только в случае получения хлеба в подарок от дружественных Афинам иностранных государств).

2. В числе экстраординарных расходов на первый план следует поставить весьма значительные издержки на ведение войн. Дороже всего обходилась государству введенная со времен Перикла уплата жалованья войскам в различном количестве: рядовые гоплиты получали от 2 оболов до драхмы в день, лохаги вдвое больше, стратеги вчетверо, всадники обыкновенно по драхме на содержание себя и лошади (это называлось σιτος). Одевались и вооружались воины на свой счет, за исключением граждан беднейшего класса, метеков и рабов, которым давалось оружие от государства. Содержание экипажа одной триеры стоило государству от 30 мин до 1 таланта в месяц. В виде примеров, по которым можно составить себе приблизительное понятие о величине военных издержек, упомянем, что девятимесячная осада Периклом Самоса стоила более 1000 талантов (Исокр. Об обмене имущ. 111), осада Потидеи в начале Пелопоннесской войны обошлась в 2000 талантов (Фук. II, 70), а первые три года той же войны поглотили по крайней мере 7400 талантов.

При Перикле и потом при Ликурге было израсходовано очень много денег на различные дорогие постройки; например, постройка одних Пропилей обошлась в 2000 с лишним талантов.

Примечания

1   П. В. Никитин предполагает, что было не 3, а 4 спектакльных дня.
2   Схол. Эсх. Пр. Тим. 103. Плутарх (Сол. 31) приписывает этот закон Писистрату.
3   Оратор Лисий в речи «υπερ αδυνατου» защищал одного ремесленника, который уже после того как долгое время получал пособие, обвинен был в том, что несправедливо пользуется им, и должен был доказать в совете свою неспособность к труду.




§ 5. Управление финансами

Верховный надзор за финансами принадлежал совету; для заведования же отдельными частями государственного хозяйства были избираемы различные должностные лица, деятельность которых не всегда доступна точному определению по имеющимся данным.

На первом месте между финансовыми магистратами по старшинству своего учреждения могут быть поставлены κωλακρεται (от κωλον и κειρω), которые существовали издревле и до Клисфена заведовали всем государственным хозяйством. Со времени Клисфена круг их деятельности был значительно ограничен: большая часть их обязанностей перешла к вновь учрежденной коллегии аподектов, и в V в. в их руках было только распоряжение суммами, назначенными на священные нужды, на содержание в пританее, на жалованье гелиастам и на вырезку народных определений.

Главными казначеями со времен Клисфена сделались 10 αποδεκται, выбиравшиеся жребием по одному из филы и заведовавшие государственным казначейством: они в присутствии совета принимали дань, прямые подати и пошлины (кроме судебных, которые поступали в кассу колакретов) и судили неважные споры по их взносу, а более важные передавали на суд присяжных (Поллукс, VIII, 97); они же вели списки долгов государству, проверяли их в присутствии совета, принимали и исключали из списков уплачиваемые долги; из государственной казны они выдавали (μεριζειν) суммы на ординарные расходы по управлению, предусмотренные законом (С. I. А. II, 38), например, на выдачу чиновникам, совету и народному собранию, на вырезку государственных документов и пр. В этих суммах они отдавали отчет совету на другой же день после состоявшейся выдачи (Арист. Аф. пол. 48).

Со времен Фемистокла и Аристида, положивших основание правильному государственному хозяйству, для заведования им был избираем на 4 года (без права вторичного избрания) επιμελητης της κοινης προσοδου, впоследствии получивший название ο επι τη διοικησει (министр финансов, государственный казначей). Он имел верховный надзор за всем государственным хозяйством, заботился о взыскании доходов и о правильном распределении их на расходы. Первым министром финансов был Аристид (Плут. Арист. 4); из позднейших его преемников особенно знаменит оратор Ликург, который во 2 половине IV в. три четырехлетия с честью управлял финансами (сначала сам, потом от лица сына и зятя) и при котором эта должность приобрела особенно высокое значение (1). Так как αποδεκται не упоминаются после 20-х годов IV века, то можно думать, что их должность была уничтожена около этого времени и заведование государственной казной с выдачей из нее сумм на ординарные расходы получил ο επι τη διοικησει. В 1-й четверти III века, как видно из надписей, эта должность в течение некоторого времени принадлежала целой коллегии (οι επι τη διοικησει), но потом опять была соединена в одном лице. При ο επι τη διοικησει состоял особый финансовый секретарь (αντιγραφευς της διοικησεως), который вел счет доходам, поступавшим в государственную казну, и в каждую пританию представлял о них отчет народу.

В 354 г., была образована Эвбулом особая зрелищная касса, в которую стали поступать остатки от расходов по государственному управлению, прежде употреблявшиеся на военные издержки. Для заведования этой кассой ежегодно стал избираться народом особый казначей с титулом ο επι το θεωρικον, который стал распоряжаться почти всем государственным хозяйством. Демосфену удалось в 339 г. возвратить остатки их прежнему назначению. Тогда была вновь основана военная касса, которою стал заведовать ταμιας των στρατιωτικων; он по постановлению совета и народа выдавал из кассы деньги, прежде всего, на военные издержки, а затем, в случае возможности, и на другие экстраординарные расходы. Значение этой должности постепенно увеличивалось, так что в III и II вв. казначей военных сумм был главным финансовым магистратом и продолжал существовать даже в римские времена.

В IV в. упоминается еще ταμιας του δημου, который между прочим распоряжался суммами, назначенными на вырезку народных постановлений, и выдавал деньги на приготовление почетных наград (венков) и на путевые издержки послам.

Для заведования священной казной и сокровищами Афины (см. разд. «Финансы», § 1) были избираемы жребием по одному из филы из числа пентакосиомедимнов 10 ταμιαι των ιερων χρηματων της Aθηναιας или, короче, ταμιαι των της θεου, которые существовали уже в 480 г. (Герод. VIII, 59). Священная казна Афины, как мы уже знаем, не была тождественна с государственной; в случае необходимости государство прибегало к займам (δοσεις) из этой казны, на которые платило проценты, вычислявшиеся логистами, и по мере возможности платило и самые долги; для каждого займа требовалось особое народное постановление. Надзору казначеев богини была вверена и государственная казна, хранившаяся в опистодоме Парфенона в качестве депозита. Ежегодно в малый Панафинейский праздник они отдавали логистам отчет о наличных суммах и сокровищах, о новых поступлениях (επετεια) и об издержках этого года, а через каждые 4 года в великие Панафинеи представляли общий финансовый отчет или итог за четырехлетие, который вырезался на камне (2).

Тαμιαι των αλλων θεων учреждены были (вероятно также в числе 10) незадолго до начала Пелопоннесской войны (3) для заведования священными суммами, принадлежавшими различным божествам (их казна, разумеется, была гораздо беднее казны Афины); они выдавали деньги в долг на государственные потребности, принимали проценты и уплачиваемые долги, причем обязаны были в своей деятельности следовать тем же правилам, которых подчинялись казначеи Афины. При архонте Эвклиде (в 403/2 до Р. X.) казна Афины была соединена с казною других богов (без сомнения, вследствие истощения во время Пелопоннесской войны) и заведование ею вверено одной коллегии казначеев, носившей название ταμιαι των ιερων χρηματων της Aθηνας και των αλλων θεων, но вскоре (между 390 и 385 г.) обе коллегии опять были разделены и существовали отдельно, как кажется, до 20-х годов IV века, когда снова были соединены (см. С. I. А. II, 719). Казначеи Афины упоминаются еще в 300 году (С. I. А. II, 612).

Eλληνοταμιαι учреждены были в числе 10 (4) с основанием Первого морского союза для получения взносов с союзников и первоначально заведовали только находившейся на Делосе союзной казной. Когда же она была перенесена в 454 г. в Афины, они сделались здесь важными финансовыми чиновниками с широким кругом деятельности: они принимали дань союзников, вели ее списки, передавали казначеям Афины на хранение в опистодом Парфенона, на основании народных определений выдавали из нее деньги стратегам на ведение войны и кормовые для конницы, а также производили раздачи денег народу на праздники (διωβελια).

Пωληται, ежегодно избиравшиеся жребием по одному из филы, отдавали на откуп государственные имущества и доходы и продавали конфискованные имения (преступников и неисправных государственных должников) и осужденных на рабство людей, например, не плативших подати метеков; они же в V в. заказывали резчикам вырезать на камне государственные документы и отдавали на откуп производство общественных работ. Они должны были наблюдать за поступлением доходов в срок, для чего вели особые списки доходных статей и сроков ожидаемого их поступления. Список поступивших доходов они передавали совету, а полученные с откупщиков и покупателей деньги – в государственную казну. Присутственное место их называлось πωλητηριον (Арист. Аф. пол. 47 ).

Пρακτορες взыскивали денежные штрафы с лиц, приговоренных к ним судом, для чего председатели суда вручали им списки таких лиц с означением суммы штрафа (εγγραφειν τοις πρακτορσιν).

Λογισται и ευθυνοι, о которых уже было упомянуто выше (см. разд. «Должностные лица», § 1), также были финансовыми чиновниками. В надписях доэвклидовой эпохи встречается коллегия 30 логистов (οι λογισται οι τριακοντα С. I. А. I, 32, или просто οι τριακοντα, в I, 226, 228). Наряду с ними упоминаются и эвтины с их парэдрами и синегоры (например, С. I. А. I, 34). В IV веке те и другие были избираемы жребием по одному из филы. Логисты принимали финансовые отчеты чиновников, отчисляли 60-ю долю дани в казну Афины, вели счеты долгов богам и рассчитывали на них проценты, – одним словом, были финансовыми контролерами. В случае открытия злоупотреблений в деятельности чиновников, они передавали дело в дикастерии. Логисты имели при себе, в качестве помощников, 10 συνηγοροι, а эвтины – каждый по два парэдра. Им можно было подавать жалобу на магистратов, уже сдавших свой отчет, в течение 3-х (или 30, как читают некоторые в Арист. Аф. пол. 48) дней после сдачи. Дело они направляли в соответствующее своей филе отделение 40 судей (см. разд. «Судоустройство и судопроизводство», § 6), если же это было государственное преступление, то через фесмофетов направляли дело в гелиэю.

Примечания

1   Название ο επι τη διοικησει впервые применяется по отношению к Ликургу (Гиперид р. 121 ed. Blass: ταχθεις επι τη διοικησει των χρηματων), a в надписях – к его сыну Аброну (С. I. А. II, 167), исполнявшему эту должность, вероятно, в конце IV в. Из молчания Аристотеля в «Афинской политии» о должности του επι τη δ. теперь заключают обыкновенно о ее более позднем учреждении, но это вряд ли справедливо, тогда как в приведенном месте Гиперид, несомненно, имел в виду официальное название должности. В IV в. ο и οι επι τη δ. были, кажется, годичными магистратами.
2   До нашего времени сохранился отчет года архонтства Главкиппа (410 – 9 г. до Р. X.), помещенный в С. I. А. I; 188, и кроме него много надписей, частью попорченных, относящихся к деятельности казначеев священной казны (С. I. А. I, 117 сл., II, 642 сл.). Они могут быть разделены на 2 рода: а) инвентари священных вещей, принадлежавших храму Афины, и б) отчеты об издержках, произведенных казначеями. В инвентарях перечисляются различные сосуды, статуи, оружие, предметы украшения, музыкальные инструменты, хранившиеся в различных частях Парфенона: в притворе (εν προνηιω), в главной части храма (εν εκατομπεδω), в помещении, называвшемся Пαρθενων в узком смысле слова, и в заднем портике храма (εν οπισθοδομω). Впрочем, относительно того, где надо искать οπισθοδομος, упоминаемый в надписях, мнения ученых разнятся. Некоторые считают его отдельным зданием.
3   Сохранилось подлинное народное определение об их учреждении и о возвращении денег, должных богам (С. I. А. I, 32), относимое учеными к 435 году. Казна других богов была тогда передана на хранение также в Парфенон и сложена в опистодоме на левой стороне (казна Афины хранилась на правой).
4   В документе года архонта Главкиппа названы 11 эллинотамиев, но 11-й был, вероятно, секретарь. Они выбирали себе каждый по одному товарищу (παρεδρος).




Сайт создан в системе uCoz