Греческие древности

В. В. Латышев

Должностные лица

Общие замечания
Отдельные магистраты

§ 1. Общие замечания

Классы должностных лиц. Исполнителями воли верховной власти были: 1) αρχοντες , регулярные магистраты, которые были избираемы хиротонией или жребием, сроком обыкновенно на один год, для заведования различными отраслями государственного управления с известной властью и юрисдикцией в кругу своей деятельности; 2) επιμεληται , попечители или экстраординарные магистраты, исполнявшие специальные поручения или дела в более или менее продолжительный срок, как например, надзиратели за постройками, послы, защитники и др.; если они выбирались более чем на 30 дней, то подвергались докимасии и имели право юрисдикции в делах, относившихся к их ведомству, так что тогда уже не отличались от чиновников; да и вообще понятия о чиновниках и попечителях нередко были смешиваемы. Некоторые магистраты имели право выбирать себе «товарищей» (παρεδροι). Кроме того, при магистратах состояли служители (υπηρεται), исполнявшие различные их поручения и получавшие жалованье.

Способы избрания. Должностные лица были назначаемы или по выборам (αρχαι  χειροτονηται,  αιρεται) на народном собрании посредством открытой подачи голосов поднятием рук или по жребию (α.  κληρωται,  κυαμευται). При господстве демократии замещаемы по выборам были лишь немногие должности, требовавшие политической или военной опытности или каких-либо специальных познаний; именно, по выборам служили: επιμεληται для исполнения отдельных дел и поручений, военные начальники (στρατηγοι,  ταxιαρχοι,  ιππαρχοι,  καταλογεις, составлявшие призывные списки всадников), высшие финансовые магистраты (ο  επι  τη  διοικησει  со своим секретарем и управитель зрелищной кассы), надзиратели эфебов (σωφρονισται), наконец, чиновники фил и демов. О производстве выборов см. выше, разд. «Органы верховной власти народа», § 2 «Народное собрание». Жеребьевка производилась, вероятно, одновременно с выборами, в храме Тесея фесмофетами; ставили два сосуда, из которых в одном были таблички с именами кандидатов на должности, в другом – соответственное количество белых и черных бобов; в одно время вынимались табличка и боб; белый боб был избирательный, черный – неизбирательный. Для каждой должности избираемы были по 2 кандидата на случай, если один будет отвергнут при испытании, которому должны были подвергаться до вступления в должность все ординарные магистраты, члены совета и попечители, избиравшиеся на срок более 30 дней.

Испытание (δοκιμασια) производилось для членов совета перед советом предыдущего года, для 9 архонтов перед советом и судом, для всех остальных должностных лиц – только перед судом; причем обращалось внимание не на способности кандидата, знание им законов и обязанностей службы, а на поведение, гражданские права и соответствие условиям, требовавшимся для данной должности. Со времен Аристида доступ к должностям был открыт для всякого гражданина и составлял часть его политических прав. Однако, для занятия некоторых должностей существовали особые условия и ограничения: кандидаты на должности архонтов и жрецов должны были быть гражданами, по крайней мере в 3-м колене, и не должны были иметь телесных недостатков; должность архонта-царя мог занимать только тот, кто был женат на девице-гражданке, а не на вдове; в стратеги были избираемы только лица, жившие в законном браке и владевшие недвижимой собственностью в Аттике, для некоторых финансовых должностей существовал имущественный ценз. Вообще все кандидаты не должны были быть моложе 30 лет, а кандидаты на должности эфетов, диэтетов и послов – не моложе 50 лет. Государственные должники под страхом казни не могли являться соискателями на должности, равно как чиновники, не сдавшие еще отчета по прежней должности или занимавшие в то время другую. Закон запрещал два раза занимать одну и ту же должность, за исключением права быть дважды членом совета и должности стратега, которой одно и то же лицо могло быть облечено несколько раз сряду. При обсуждении поведения каждого кандидата рассматривались вопросы: чтит ли он родителей и отеческие святыни, исполнял ли военную службу во всех случаях, когда от него требовалось, и все финансовые обязанности по отношению к государству (Поллукс, VIII, 82). Впрочем, испытание не ограничивалось только этими пунктами. Оратор Лисий (За Мант. 9) считает справедливым, чтобы при докимасии кандидат отдавал отчет во всей своей жизни. Всякий гражданин мог высказывать при этом обвинения перед судом, и кандидаты, отстраненные вследствие их от должности (αποδοκιμασθεντες), подвергались атимии. Это, впрочем, бывало редко; народ полагался на добросовестность кандидатов, да при том же утверждение должностных лиц народом на каждую пританию, годовой отчет, постоянный надзор, опасность со стороны сикофантов – все это представляло достаточные ручательства за добросовестное исполнение магистратами их обязанностей и устрашало неспособных.

Непосредственно перед вступлением в должность новоизбранные магистраты были приводимы к присяге, содержание которой, конечно, было различно, смотря по должности. Вступление в должность происходило 1-го числа Гекатомбеона, первого месяца афинского гражданского года; только члены совета вступали в должность 14-го Скирофориона предшествовавшего года и казначеи священных сокровищ Афины и других богов в V в. начинали свою деятельность с праздника Панафиней (28-го числа Гекатомбеона). В IV в. с этого же числа вступали в должность ταμιας στρατιωτικων, заведующий зрелищной кассой и заведующий источниками.

Ответственность. Все должностные лица подвергались строгому контролю и обязаны были по сложении должности в течение известного срока отдавать отчет во всех своих действиях по должности и особенно в употреблении казенных денег, у кого таковые находились на руках; последнее относилось не только к магистратам в собственном смысле, но и к триерархам, посланникам, жрецам и т. п., и в случае растраты каждый отвечал за нее своим имуществом. Финансовые отчеты принимали 10 λογισται, помощниками которых были еще 10 συνηγοροι, отчеты во всех других делах – вероятно, ευθυνοι, которые также представляли коллегию из 10 лиц. Тут всякий гражданин мог подавать обвинения против магистратов; но даже и в случае отсутствия таких обвинений логисты всегда представляли дело на окончательное решение суду гелиастов. До сдачи отчета чиновник не мог рассчитывать на награду (обыкновенно венок) за свою службу, не мог быть выбран в другую должность, ехать за границу, свободно располагать своим имуществом (на которое налагалось запрещение на случай взыскания за растрату), – вообще подвергался временной атимии. Однако, несмотря на все эти меры, случалось, особенно в позднейшее время, множество злоупотреблений.

Значение должностной власти. Огромное большинство должностей в Афинах было исполняемо не отдельными лицами, а коллегиями, чаще всего из 10 человек; каждая из них для занятий имела особую палату, где члены коллегии занимались делами все вместе; один из членов имел председательство или постоянное (как, например, первый архонт был постоянным председателем коллегии архонтов), или временное; были, впрочем, и такие коллегии, в которых все или некоторые члены имели свой особый круг деятельности и в нем каждый из них действовал совершенно самостоятельно (например, три первые архонта и в позднейшие времена – стратеги). Отдельные коллегии не были зависимы одна от другой и находились в прямых сношениях с советом и через него – с народным собранием, так что каждая власть в кругу своей деятельности отвечала сама за себя и не была стесняема действиями другой власти; произвол и притеснения, возможные при такой самостоятельности, предупреждались коллегиальностью властей и постоянной ответственностью перед народом. Главными правами магистратов, по Аристотелю, были: право постановлять решения, право судить и в особенности право приказывать, как наиболее свойственное власти. За неисполнение своих приказаний или неповиновение законам, относящимся к кругу их деятельности, магистраты имели право подвергать виновного денежному штрафу (επιβολη) не свыше определенного maximum'а. Избрание на какую-либо должность считалось почетом для каждого члена государства, и потому за исполнение большинства должностей жалованье не назначалось (1). При исполнении служебных обязанностей магистраты надевали миртовый венок, вне же присутственных мест ничем не отличались от прочих граждан. За оскорбление словом или действием должностного лица при исполнении служебных обязанностей виновный подвергался атимии. Авторитет магистратов при господстве демократии вообще был незначителен, за исключением лишь некоторых должностей; дух равенства и независимости, распространенный между гражданами, ежегодная смена магистратов, возможность устранения от должности в каждую пританию, строгая отчетность и тому подобные обстоятельства представляли серьезные препятствия к значительному возвышению авторитета должностных лиц.

Примечания

1   Некоторые магистраты получали, однако, либо жалованье, либо столовые деньги. Так, судьи, члены совета и делосские амфиктионы получали жалованье. Столовые получали: архонты (по 4 обола в день), архонт о. Саламина (по драхме), пританы, афлофеты Панафиней (в течение Гекатомбеона), софронисты (по драхме) и все должностные лица, отправлявшиеся в клерухии. (Арист. Аф. пол. 42, 62).




§ 2. Отдельные магистраты

Девять архонтов были высшими чиновниками в Афинах и в древности (до Клисфена) имели весьма большое значение, которое впоследствии, с развитием демократии, было в значительной степени ограничено, хотя звание архонта оставалось всегда высоким и священным (1). При избрании они были подвергаемы двойной докимасии (в совете и в суде) и давали каждый отдельно клятву строго соблюдать законы и действовать неподкупно, обязываясь в случае нарушения ее поставить в Дельфах золотую статую (Плут. Сол. 25; Поллукс, VIII, 86). Архонты, безукоризненно прослужившие год и сдавшие отчет, поступали в число членов Ареопага. Все вместе архонты, в виде одной коллегии, действовали редко; именно, они вместе приговаривали к смерти изгнанников, возвратившихся самовольно в отечество, председательствовали при остракизме и эпихиротонии чиновников, производили жеребьевку присяжных судей и афлофетов (судей при состязаниях) и выборы военных магистратов (стратегов и других). В остальных случаях действовали отдельно эпоним, царь, полемарх и вместе 6 фесмофетов. В период господства демократии деятельность архонтов заключалась, главным образом, в председательстве в судах присяжных и в исполнении некоторых обязанностей, относившихся к государственному культу.
– Первый архонт ( αρχων, в позднейшие времена αρχων επωνυμος) делал распоряжения в праздники Дионисий и Фаргелий (в первом с помощью особых эпимелетов), заведовал поставкой хоров и отправлением священных посольств (на Делос и в другие места). Он заботился о сиротах и вдовах, о девицах, наследницах (о выдаче их замуж и назначении опекунов) и вообще о семейных делах граждан. На суде он председательствовал по делам, касавшимся семейного и личного права граждан и возникавшим из нравственных обязательств: при δικη αγαμιου (обвинение в безбрачии), δικη κακωσεως (обвинение в оскорблении родственников), по делам о дележе наследства, о сумасшествии (если, например, кто-нибудь жаловался, что его родители безумны и не могут управлять имением) и пр. Как эпоним года он имел надзор за исправностью календаря. Присутственное место его находилось на площади близ статуй эпонимов фил.
– Второй архонт, βασιλευς, наследовавший имя и религиозные обязанности древних афинских царей, имел верховный надзор за государственным культом. В специальном его заведовании находились мистерии (в устройстве которых ему помогали 4 επιμεληται των μυστηριων), Ленейский праздник, устройство бега с факелами и гимнастических состязаний. Жена его ( βασιλισσα или βασιλιννα) имела особые религиозные обязанности в праздник Анфестерий в честь Диониса. На суде «царь» председательствовал по делам культа и религии, как, например, о нечестии (так, Сократ был судим под председательством «царя»), споры о жречестве и пр.; он же производил следствия по делам об убийствах вследствие религиозного характера таких дел. Мелкие дела он решал своей властью, а более важные представлял Ареопагу или эфетам и присутствовал при разбирательстве дела без венка; если же дело было подсудно гелиастам, то он был председателем. Местом заседаний его был «царский портик» (στοα βασιλειος, βασιλικη) на площади.
– Пολεμαρχος с V в. до Р. X. удержал лишь некоторые следы своего прежнего значения верховного полководца; он приносил жертвы Артемиде Охотнице (Аγροτερα) и Эниалию как божествам войны, распоряжался надгробными состязаниями в честь павших на войне (επιταφια) и приносил от лица государства геройские жертвы Гармодию и Аристогитону. Его юрисдикция простиралась на дела метеков во всех случаях, которые относились к их политическому положению в государстве или к имущественным тяжбам, а также на дела по δικη αποστασιου и απροστασιου и такие частные процессы, в которых ответчиком являлся иностранец. Место его заседаний находилось за городом подле Ликея.

Эти три архонта имели равную власть и избирали себе каждый по два товарища (παρεδροι), которые подвергались докимасии и по окончании года службы отдавали отчет. Остальные 6 членов коллегии, носившие общее название θεσμοθεται (иногда обозначавшее, впрочем, и всю коллегию) и не имевшие права выбирать себе парэдров, ежегодно производили пересмотр действующих законов и председательствовали по делам, не подлежавшим ведению первых трех архонтов или других должностных лиц (нужно помнить, что почти все чиновники имели юрисдикцию по делам, относившимся к кругу их обязанностей). В частности их юрисдикции подлежали: γραφη παρανομων, εισαγγελια, προβολη, δοκιμασια, δικαι απο συμβολων, δικαι μεταλλικαι, ερανικαι, εμπορικαι и пр. Место заседания их называлось θεσμοθεσιον (2).

Чиновники по делам культа и нравственности. Исполнение обязанностей, относящихся к общественному культу, вверялось многим должностным лицам. Некоторые из них (как, например, ιεροποιοι κατ ενιαυτον) назначались на год, другие – на определенный праздник. В числе их были также десятичные коллегии. Первому и второму архонтам при заведовании празднествами помогали особые «попечители» (επιμηλεται των Διονυσιων и επ. μυστηριων). Устройством гимнастических и музыкальных состязаний на Панафинейском празднике заведовали αθλοθεται, избиравшиеся жребием по одному из филы на 4 года (Арист. Аф. пол. 60; Поллукс, VIII, 93). Вοωναι, служившие по выборам, заботились о покупке жертвенных животных; их должность считалась очень почетной и, по словам лексикографов, служила ступенью к стратегии. Iεροποιοι, избиравшиеся по жребию в числе 10, приготовляли все необходимое для жертвоприношений, наблюдали, чтобы жертвенные животные не имели телесных недостатков и чтобы гадатели не употребляли обманов, вообще наблюдали за материальной стороной и порядком жертвоприношений и заведовали устройством пентетерид (т. е. празднеств, совершавшихся раз в 4 года), кроме великих Панафиней. Кроме того, при отдельных храмах для надзора за их чистотою и порядком, для заведования их сокровищницами, священными суммами и вообще экономической частью состояли особые должностные лица, называвшиеся ιεροποιοι, επισταται, νεωκοροι, ταμιαι и пр. Посланники по религиозным делам назывались θεωροι, а отправляемые на собрания амфиктионов в Дельфы – ιερομνημονες и πυλαγοραι.

Некоторым чиновникам был вверен надзор за нравственностью. Так, попечители эфебов (επιμεληται των εφηβων, также σωφρονισται), избиравшиеся хиротонией по одному из филы и получавшие жалованье, наблюдали за поведением молодых людей, упражнявшихся в гимнасиях. В более поздние времена (с конца IV в.) эфебами начальствовал ежегодно сменявшийся κοσμητης. Γυναικονομοι, учрежденные, вероятно, со времен Деметрия Фалерского, наблюдали за умеренностью и скромностью в образе жизни женщин, а также вообще за собраниями в частных домах по случаю свадеб и других семейных торжеств (Афин. VI р. 245 с).

Полицейские чиновники. Исполнение судебных приговоров и наблюдение за порядком и благочинием, за правильным производством торговли и промыслов, за мерами и весами, принадлежали следующим коллегиям:

1) Oι ενδεκα (коллегия одиннадцати, состоявшая из 10 членов, избиравшихся жребием по одному из филы, и 11-го секретаря) заботились, главным образом, о тюрьмах и исполнении смертных приговоров над уголовными преступниками (почему они называются также επιμεληται των κακουργων, προισταμενοι του δεσμωτηριου, δεσμοφυλακες; παραδιδοναι τοις ενδεκα = передать на казнь); для исполнения этих приговоров в их распоряжении находились тюремные стражи и палачи. Они же заведовали конфискацией имуществ по решению суда (но не продажей их) и председательствовали в суде в спорных делах по конфискациям. Им самим принадлежало суммарное судопроизводство в таких случаях, где преступление было очевидно или преступник сознавался (при απαγωγη, εφηγησις и ενδειξις, см. ниже). Местом заседаний коллегии было судебное здание παραβυστον.

2) Αστυνομοι, городские надзиратели (по 1 из филы, 5 для Афин и 5 для Пирея), смотрели за чистотою города, порядком и приличием на улицах; поэтому им принадлежал надзор за ходячими артистами, фокусниками и тому подобными лицами, занимавшимися увеселением народа, они могли арестовать и наказать их за проступки, явно нарушающие правила нравственности.

3) Αγορανομοι, рыночные надзиратели (в том же числе и так же распределенные между городом и Пиреем, как и предыдущие), смотрели за мелочной (розничной) торговлей на рынках, кроме хлебной, испорченные товары изымали и уничтожали, вообще наблюдали за чистотою и порядком на рынках и за тем, чтобы при продаже не было обмана, а также принимали от иностранцев пошлину, которую они должны были платить за право торговли на рынке. Они собственной властью решали маловажные споры между покупателями и продавцами и могли на месте подвергать телесному наказанию (плетью) иностранцев и рабов, а граждан приговаривать к небольшому денежному штрафу или отдавать под арест.

4) Σιτοφυλακες (в V в. и в начале IV – 5 в городе и 5 в Пирее, в эпоху же Аристотеля – 20 в городе и 15 в Пирее) наблюдали за производством хлебной торговли (для чего вели точные списки о количестве ввозимого хлеба), в особенности же за тем, чтобы цены на хлеб не превышали установленной таксы вследствие злоупотреблений хлебопромышленников.

5) Mετρονομοι в числе 10 человек (по 5 в городе и в Пирее) наблюдали за правильностью мер и весов, употребляемых продавцами.

6) За морской торговлей, привозом и вывозом товаров наблюдали 10 επιμεληται εμποριου (попечители торговой гавани), между прочим, они должны были смотреть за тем, чтобы купцы согласно с законом доставляли в Афины 2/3 всего ввезенного в аттические торговые гавани хлеба (3).

Служители. Для исполнения низших служебных обязанностей у магистратов были различного рода подчиненные, выбиравшиеся обыкновенно из свободных людей беднейшего класса, но иногда также из метеков, вольноотпущенников и даже рабов, за исполнение своих обязанностей они получали от казны или начальников жалованье Сюда относятся:
письмоводители (υπογραμματεις), которые служили чиновнику в течение года, а потом переходили к другому на ту же должность и потому знали иногда больше своих начальников и пользовались вследствие этого большим значением (4);
кассиры (ταμιαι) чиновников,
глашатаи (κηρυκες), люди с громкими голосами (их ευφωνια испытывалась перед вступлением в должность), которые были необходимы во многих случаях по причине большого количества членов, участвовавших в государственных и частных делах; они служили при Ареопаге, совете, в народном собрании (см. выше разд. «Органы верховной власти народа», § 2 «Народное собрание»), при судьях, на рынке и т. д.;
προμετρηται, которые мерили на рынке хлеб и прочие товары официальными мерами за плату от покупателей (вероятно, они были служителями при метрономах);
часовые надзиратели в судах и многие другие низшие служители при чиновниках, по большей части выбиравшиеся из государственных рабов.

Примечания

1   В IV в. избрание филами кандидатов на должность архонтов было заменено жеребьевкой по 10 человек из каждой филы. Из этих ста человек выбирались также жребием 9 архонтов, и их секретарь, причем обращалось внимание, чтобы в коллегии были представители всех фил.
2   Подробное изложение прав и обязанностей архонтов находится в «Афинской политии» Аристотеля, главы 55 – 59.
3   Хлеб составлял весьма важный предмет заботы для афинского государства вследствие малой производительности почвы Аттики; оно принимало весьма серьезные меры к тому, чтобы хлеб всегда был дешевым. Продажа его подчинена была строгим правилам: под страхом казни воспрещалось скупать в одни руки слишком много хлеба и повышать потом цену; определен был даже maximum количества, которое один купец мог приобретать для торговли. В случае надобности избирались для закупки хлеба (за государственный счет или с помощью добровольных пожертвований) особые σιτωναι
4   Для того, чтобы по возможности ограничить влияние письмоводителей на магистратов, было запрещено дважды служить письмоводителем при одной и той же должности; но это, по-видимому, не всегда исполнялось. В одной надписи (С. I. А. IV, 2, 614 с) восхваляется некий Дион, неоднократно исполнявший обязанность секретаря у казначеев по закупке хлеба и государственных казначеев и снова избранный на такую же должность.




Сайт создан в системе uCoz