§ 1. Военное образование афинских граждан (эфебия)
Мы уже видели (см. разд. «Народонаселение Аттики», § 3 «Граждане»), что молодые афиняне по достижении 18-летнего возраста признавались совершеннолетними, вносились в общинные книги демов и давали гражданскую и военную присягу. После этого они поступали в число эфебов (εφηβοι) и в течение двух лет получали военное образование, конечно, по преимуществу практическое. В течение первого года они учились владеть оружием и изучали тактику; в конце этого года они выступали перед народом в театре на торжественном смотре, после которого им вручали копье и щит на защиту отечества (Гарпократион п. cл. περιπολος ). Сыновья граждан, убитых на войне, еще при достижении совершеннолетия получали от государства полное вооружение (πανοπλια). Одежда эфебов состояла из шляпы (πετασος) и широкого плаща (χλαμυς). Во втором году эфебы изучали крепостную и полевую службу: они составляли гарнизоны аттических крепостей, обходили границы с целью их охраны (отсюда их название περιπολοι), выступали в походы для ознакомления с полевой службой, упражнялись также в производстве саперных и крепостных работ (Плат. Зак. VI, 778). Верховное начальство над ними принадлежало стратегам, которым были подчинены их ближайшие начальники – περiπολαρχοι. Надзор за нравственностью эфебов принадлежал коллегии софронистов (σωφρονισται), состоявшей из 10 лиц, избранных народом по филам из числа 30 человек, намеченных отцами будущих эфебов и имевших более 40 лет от роду. Кроме софронистов, в качестве начальника всех эфебов Аристотелем упоминается κοσμητης. Чтобы эфебы не отвлекались от своих занятий, им было воспрещено законом вести судебные процессы, равно как их самих нельзя было подвергать суду до окончания срока эфебии. Исключение составляли процессы о наследствах, девицах-наследницах и наследственном жречестве. С конца IV в. институт эфебии подвергся существенным изменениям. С позднейшим его устройством нас близко знакомят надписи эфебов, сохранившиеся в значительном количестве (1). Новый характер института высказывался преимущественно в том, что вступление в число эфебов перестало быть обязательным для каждого молодого гражданина, не связывалось с определенным возрастом, пребывание в числе эфебов продолжалось только один год (начиная с Боедромиона, 3-го месяца гражданского года) и занятия их почти совершенно утратили практико-военный характер. Институт эфебии теперь представлял собою стоявшее под надзором и руководством государства образовательное заведение для богатой и знатной молодежи. Во главе института стоял κοσμητης, бывший его единственным начальником (2); он считался государственным чиновником и избирался народом на один год, по истечении которого должен был отдавать отчет в своей деятельности. Он сам избирал для эфебов учителей, в качестве которых упоминаются в надписях: παιδοτριβης (руководивший собственно гимнастическими упражнениями), οπλομαχος, ακοντιστης, τοξοτης и καταπελταφετης или просто αφετης (учивший управлять метательными машинами); кроме того, при институте состояли γραμματευς и υπηρετης. Умственное образование эфебов получило теперь высокое значение. В цветущее время республики эфебы занимались лишь военными упражнениями и главной их школой была палестра; но с III в. философские школы сделались насущною потребностью и стали рассматриваться как государственные учреждения; после падения политической самостоятельности Афины сохранили значение умственного центра, средоточия образованности для всей Эллады; естественно, что теперь и эфебы обязательно должны были посещать философские школы; в нескольких надписях есть упоминание об обычае эфебов жертвовать по сотне книг для пополнения общественной библиотеки. Кроме того, эфебы как цвет гражданского населения обязательно участвовали в полном вооружении при религиозных процессиях (например, при процессии, сопровождавшей во время элевсинского праздника мистические святыни из Элевсина в Афины и обратно, при перенесении статуи Афины из города в Фалер и обратно в праздник Плинтерий и пр.) и при встрече римских послов, участвовали в общественных праздниках и пр. Они присутствовали также в полном вооружении в народных собраниях, исполняя полицейские обязанности.
Примечания
1 Надписи эти представляют собой народные декреты о награждении эфебов и их наставников, списки эфебов и пр. Древнейшая из сохранившихся надписей относится к 334/3 г. до Р. X. (С. I. А. IV, 2, 563 b), а позднейшие – ко времени Каракаллы. См. С. I. А II, 316 cл. и 465 cл.; III, 1076 – 1275.
2 Софронисты упоминаются в последний раз в 303 году. В позднейшие времена они опять были введены, но далеко не с таким значением, как в IV веке.
§ 2. Устройство и разделение войска
Хотя афиняне и не обладали столь воинственным характером, как спартанцы, и их государственное устройство не преследовало главным образом военных целей, однако в военном искусстве и они достигли высокой степени развития, так что успешно отстояли свою независимость от персов и потом приобрели весьма значительное внешнее могущество.
Указания о военном деле в Аттике до Персидских войн редки, так что подробности его нам неизвестны; можно сказать только, что до Солона оно было тесно связано с филами и их подразделениями политического характера (триттиями и навкрариями), а после Солона – с имущественными классами. Именно граждане первых 2-х классов были обязаны службой в коннице и тяжелой пехоте, зевгиты – исключительно в последней, феты – в легкой пехоте и матросами во флоте; метеки и рабы были призываемы на службу лишь в редких случаях в качестве легковооруженных и особенно матросов.
Главную силу сухопутного войска составляла пехота, численностью и устройством далеко превосходившая кавалерию. Она делилась на тяжелую (οπλιται, к оборонительному вооружению которых принадлежали: шлем, панцирь, наколенники, большой щит, а к наступательному – длинное копье и меч) и легкую (ψιλοι, γυμνοι, без доспехов с легкими копьями); средину между той и другой занимали πελτασται с короткими копьями, длинными мечами и легкими круглыми щитами (πελται, от которых получил и название этот род войска). Устройством и усовершенствованием этого рода пехоты афиняне обязаны полководцу Ификрату (нач. IV в.).
Конница афинская до Персидских войн вовсе не упоминается в сражениях, хотя известно, что до Клисфена каждая из 48 навкрарий обязана была поставлять по два всадника Со времен Фемистокла конница была постоянной, и число ее возросло до 300, а впоследствии (со времени Пелопоннесской войны) до 1000; кроме того, было до 200 скифских конных стрелков, которые составляли легкую кавалерию. Все граждане, принадлежавшие к классу всадников, обязаны были содержать годных к военной службе лошадей (эта ιπποτροφια считалась литургией) и по достижении возмужалости записываться в общий список всадников. Список этот ежегодно составляли десять καταλογεις и передавали ближайшим начальникам всадников – гиппархам и филархам, которые препровождали его в совет. Совет имел право вычеркивать из списка тех лиц, которые клятвенно подтверждали, что они не могут быть всадниками по физической слабости или по бедности. На обязанности гиппархов лежало обучение всадников приемам кавалерийской службы, а также осмотр и испытание лошадей. В конце каждого года совет производил инспекторский смотр (δοκιμασια) всадников и только те из них, которые выдерживали его удовлетворительно, заносились на следующий год в список всадников, состоявших на действительной службе, тогда как остальные должны были служить гоплитами. При поступлении на службу всадники получали на обзаведение денежное пособие (καταστασις), которое, впрочем, иногда возвращали при увольнении (Лис. За Мант. 6); кроме того, они получали кормовые деньги (σιτος) в размере одной драхмы в день. В мирное время конница участвовала в праздничных процессиях (особенно в Панафинейской) для придания им большого блеска и пышности. Всадники составляли политическую корпорацию и в качестве таковой иногда подтверждали своей клятвой договоры с иностранными государствами.
Со времен Клисфена и к войску применено было новое деление на 10 фил, соответственно которым пехота делилась на 10 полков (ταξεις или φυλαι) и конница на столько же эскадронов (1). Каждый полк делился на λοχοι, которые еще подразделялись на десятки и полудесятки; число людей в полку и лохе не всегда было одинаково. При начале Пелопоннесской войны афиняне имели такое количество боевой силы, какого у них не было ни прежде, ни после, именно 19 000 гоплитов, из которых 13 000 были вполне годны для боевой службы в поле, и 1000 конницы. Со времен Перикла войска стали получать жалованье (о количестве его см. разд. «Финансы», § 3 «Натуральные повинности») и тогда само собою должно было исчезнуть различие родов службы граждан различных классов, удерживавшееся со времен Солона.
Воинская повинность в Афинах была безусловно обязательна для всех граждан с 18 до 60-летнего возраста, за исключением лиц с телесными недостатками, препятствующими ее отбыванию, членов совета, чиновников, судохозяев и откупщиков (ατελεια εκ των νομων). Ежегодно стратеги вместе с членами совета и демархами составляли по филам список (καταλογος) граждан, достигших 18-летнего возраста, в него вносились только граждане 3-х классов (εκ καταλογου στρατευομενοι), феты же не включались (οι εξω καταλογου). Старики, которым исполнилось 60 лет, были исключаемы из воинских списков. Полный каталог граждан, подлежащих воинской повинности, состоял таким образом из 42 годовых списков. Когда предстояла война, народное собрание определяло, какого возраста граждане должны быть призваны на действительную службу, причем, вероятно, соблюдалась известная очередь (διαδοχη); а так как в заголовке каждого годового списка ставилось имя архонта-эпонима этого года и потом призываемые возрасты были означаемы именами архонтов, то такая мобилизация называлась στρατεια εν τοις επωνυμοις. Если же для похода не требовалось значительного количества войска, то мобилизация производилась посредством выбора нужного числа воинов из обязанных повинностью граждан разных возрастов (στρατεια εν τοις μερεσι). Набор производили стратеги сообразно с постановлением народа. Списки призываемых выставлялись ко всеобщему сведению подле статуй эпонимов фил. Юноши от 18 до 20 лет и граждане старше 50-ти обыкновенно служили для обороны страны и редко были вызываемы в поле; лишь в крайних случаях призывались на службу граждане всех возрастов, числившиеся в призывных списках (πανδημει στρατευειν).
Примечания
1 В каком отношении ταxεις находились к демам, неизвестно, хотя мы видим участие демархов при наборе войска; может быть, по демам формировались лохи, так что все граждане одного и того же дема служили в одном лохе.
§ 3. Военное начальство
Предводителями войска в древнейшие времена были, конечно, цари, потом (еще в царскую эпоху) πολεμαρχος. После Клисфена главными военными начальниками были 10 στρατηγοι, ежегодно назначавшиеся по выборам из числа граждан, женатых законным браком и владевших недвижимою собственностью в Аттике. Сначала они выбирались по филам, а впоследствии без различия фил, так что могло быть по нескольку стратегов из одной филы; в противоположность другим чиновникам, в стратеги могло быть выбираемо одно и то же лицо несколько раз сряду. Все вместе они составляли коллегиальное начальство, имевшее особую палату (το στρατηγιον), и все имели равную власть, так что каждому из них могло быть поручено начальство над пехотою, конницею или флотом. В более древние времена стратеги выступали в походы или все вместе, или в числе нескольких, причем был один главнокомандующим (1), или все начальствовали поочередно, как, например, в Марафонской битве. Иногда, особенно в тяжкие военные времена, народ ставил одного из стратегов во главе коллегии и поручал ему главное начальство в данной войне; бывали и такие случаи, что одному или нескольким стратегам давались неограниченные полномочия для одной какой-либо экспедиции или для целой войны, т. е. предоставлялось право действовать по собственному усмотрению, независимо от совета и народа, равно как и от товарищей по должности. Стратеги, облеченные такими полномочиями, назывались στρατηγοι αυτοκρατορες. Впоследствии, с увеличением политического влияния и с расширением круга деятельности стратегов внутри государства, они обыкновенно оставались в Афинах, в походы выступали лишь один или двое, начальник конницы и пехоты, и тогда стали часто избираться для походов и другие полководцы, даже из иностранцев, известных военными дарованиями (например, Аполлодор Кизикский, Гераклид Клазоменский, Фаносфен Андросский и др.). Еще позднее, начиная приблизительно с 325-го года, весь круг деятельности стратегов был постепенно разделен на отдельные отрасли и каждый стратег стал получать в свое заведование на целый год ту или иную из них. Первое место в коллегии стал занимать ο στρατηγος ο επι τους οπλιτας; затем упоминаются: ο στρ. ο επι την Mουνυχιαν και τα νεωρια (вероятно, этот же самый стратег встречается с именем στρ. επι τον Пειραια), ο επι την χωραν, ο επι την χωραν την παραλιαν, ο επι Eλευσινος, ο επι τας συμμοριας, ο επι την παρασκευην, ο επι τους ξενους, ο επι το ναυτικον.
Деятельность стратегов была обращена на все, что непосредственно относилось к военному делу или находилось в какой-либо связи с ним; они были не только главными начальниками военных сил страны, но стояли во главе всего военного и флотского управления. Они заботились о безопасности страны, ее границ и гаваней, о продовольствии города, набирали и распределяли как сухопутные, так и морские войска, наблюдали за снаряжением флота, за прямыми налогами и литургиями, насколько они имели отношение к военным целям (εισφορα, τριηραρχια, ιπποτροφια), председательствовали в суде по делам о военных преступлениях, например, об уклонении от военной службы, о трусости, дезертирстве, о передавшихся неприятелю (αστρατειας, αναυμαχιου, δειλιας, λιποταξιου, αυτομολιας) и т п и разбирали все споры между гражданами, имевшие отношение к военной службе и военным повинностям Если государству угрожала опасность, они имели право созвать народное собрание для обсуждения мер к предотвращению ее; во время праздников они производили парады при процессиях и совершали некоторые жертвоприношения. Наконец, им приходилось много заниматься делами внешней политики в качестве представителей Афин в сношениях с иностранными государствами они заключали с ними перемирия и договоры, давали вместе с другими военными начальниками, всадниками или советом клятву в исполнении условий договоров и заботились о принятых под покровительство афинян государствах и отдельных лицах, в особенности о тех иностранцах, которым за услуги были дарованы афинянами разные почетные права (προξενοι και ευεργεται). Должность стратега была очень важна и пользовалась большим почетом, так что ее искали знатнейшие граждане, хотя могли получать и люди простого происхождения, отличавшиеся военными дарованиями (Ификрат).
Отдельными полками тяжелой пехоты командовали подчиненные стратегам 10 ταξιαρχοι, избиравшиеся также хиротонией, они заведовали экономической частью в войсках, составляли вместе со стратегами военный совет и были вообще ближайшими их помощниками не только в делах чисто военного характера, но и в юридических. Кроме того, были и другие военные чины, как λοχαγοι, сотники, полусотники, десятники, ουραγοι (в арьергарде); эти низшие должности стратеги, кажется, замещали по своему усмотрению. Конницею начальствовали 2 ιππαρχοι и подчиненные им 10 φυλαρχοι, служившие также по выборам. Хотя гиппархи и были подчинены стратегам как главному военному начальству, но они имели важное политическое значение, действовали во многих делах совершенно самостоятельно и имели юрисдикцию в сфере своей деятельности, они смотрели за вооружением и обучением конницы и заботились о пополнении ее наличного состава из числа граждан, обязанных в ней служить. Филархи командовали отдельными эскадронами (филами) конницы. Упоминаются также δεκαδαρχοι, которые были назначаемы гиппархами.
Примечания
1 Этим объясняется неоднократно встречающаяся, например, у Фукидида формула: ο δεινα τριτος (или πεμπτος и пр.) αυτος εστρατηγει.
§ 4. Военное искусство
Со времени Греко-персидских войн постепенно были вводимы различные улучшения и усовершенствования в военном искусстве, как в полевых действиях, так и в осадных. Походы и сражения всегда начинались жертвоприношениями и гаданиями (ιερα και σφαγια), для чего при войсках были жрецы и гадатели; при дурных предзнаменованиях были приносимы новые жертвы или предприятие откладывалось на следующий день. Обыкновенный боевой строй пехоты составлял тесно сомкнутую прямую колонну (φαλαγξ) различной длины и ширины, в которой полки становились в порядке фил, определенном на данный год жребием для пританий. Во фронте становились лохаги, в заднем ряду – ураги; правое крыло считалось почетным в бою. При начале сражения, после сигнала трубой, воины пели военную песню (παιανιζειν) и потом с громким криком (αλαλαζειν, ελελιζειν) быстрым маршем выступали на врагов. Со времен Эпаминонда вошел в употребление изобретенный им косой строй (εμβολον), представлявший колонну, в которой с каждым рядом, начиная с фронта, увеличивалось число людей. Известны были и разные другие строи.
Осадные машины употреблял уже Мильтиад при осаде Пароса (489 г.); впоследствии осадное искусство все более развивалось, особенно со времен Пелопоннесской войны, и высшего развития достигло в эпоху македонского владычества. Деметрий, сын Антигона, особенно прославился своим искусством брать города при помощи разных усовершенствованных машин, за что получил почетное звание Пολιορκητης. Употребляемы были земляные насыпи (χωμα) с башнями (πυργοι) для покрытия воинов от действия неприятельских метательных орудий и для установки осадных машин. Для прикрытия стенобитных орудий и людей строили деревянные навесы (черепаха – χελωνη) на колесах или катках. Главной стенобитной машиной служил таран (κριος ελεπολις), т. е. окованное спереди железом бревно, которое висело на цепях между двумя другими бревнами или под навесом; его придвигали к стенам и, раскачав, ударяли в них, причем для сильнейшего действия к заднему концу бревна привешивались тяжелые камни или гири; редкая стена могла устоять под ударами тарана. Минерные работы также были известны. Были в употреблении и разного рода метательные машины, как, например, катапульты (καταπελται), бросавшие в прямом направлении большие стрелы или целые пуки их, и баллисты (λιθοβολοι), метавшие тяжелые камни, которые при полете описывали дугообразную линию.
§ 5. Флот
В силу естественных условий, окруженные отовсюду морем, жители Аттики уже с древних времен должны были сделаться искусными мореплавателями и обращать большое внимание на флот (το ναυτικον). Фемистокл справедливо видел во флоте главную силу для борьбы с персами и особенно заботился об его увеличении; по его предложению, доходы с Лаврийских серебряных рудников были обращены на увеличение флота; совет обязан был заботиться о постройке ежегодно 20 триер, оснастка и содержание которых составляли литургию богатых граждан (τριηραρχια, см. разд. «Финансы», § 3 «Натуральные повинности»). Эта мера так быстро подвинула вперед развитие афинского флота, что уже в битве при Саламине участвовали 200 афинских судов. Затем флот все более и более увеличивался, так что в начале Пелопоннесской войны состоял из 300 вполне годных кораблей (Фук II, 13), а общее их количество доходило до 400, так как ежегодно назначалось 400 триерархов. (Пс.-Ксен. Об аф. гос. устр. III, 4). Фукидид подробно описывает (VI, 43 cл. ) блестящее отправление в Сицилию (415 г.) афинского флота, состоявшего из 60 скороходных судов, 40 афинских и 34 союзных десантных (στρατιωτιδες) и, кроме того, 130 провиантных и транспортных (ολκαδες, πλοια); потом на подкрепление к нему было послано еще 75 судов. Весь этот флот жалким образом погиб в Сицилии; но афиняне скоро оправились от поражения, так что при Эгоспотамах (405 г.) имели уже снова 180 судов. В IV веке особенно много заботился об увеличении флота Ликург, управлявший афинскими финансами с 338 по 326 г.; при нем в афинских гаванях и верфях стояло более 400 судов. Затем уже морская сила Афин стала склоняться к упадку, а с уничтожением их политического могущества и флот их потерял всякое значение.
Первоначально военные суда были одногребные (μονοκροτα), т. е. с одним только рядом весел числом от 20 до 100, из которых одна половина была с одной, а другая с другой стороны; по числу весел одногребные суда назывались двадцативесельными (εικοσοροι), тридцативесельными (τριακοντοροι), пятидесятивесельными (πεντηκοντοροι) и т. д. После Саламинской битвы стали строить и многогребные суда, т. е. с несколькими рядами весел, один ряд над другим. В афинском военном флоте главным родом судов были трехгребные галеры (τριηρεις), по словам Фукидида (I, 13), изобретенные коринфянами приблизительно за три века до конца Пелопоннесской войны, а со времен Ликурга стали строиться и 4-х и 5-гребные корабли (τετρηρεις, πεντηρεις). В многогребных судах отверстия для весел различных рядов помещались не одно над другим, а наискось, чтобы весла не задевали одно за другое; чем выше был ряд, тем тяжелее и длиннее были весла и тем труднее было ими действовать (однако каждый гребец мог легко нести свое весло по сухому пути. Фук. II, 93), почему гребцы верхних рядов получали и большее жалованье. Полное число гребцов (ναυται) на триере было обыкновенно 170: в верхнем ряду 62 и в двух других по 54; гребцы верхнего ряда назывались θρανιται, среднего – ζευγιται, нижнего – θαλαμιται; они действовали веслами в такт по команде особого начальника κελευστης. Поворотами корабля управлял рулевой (κυβερνητης). Кроме гребцов, на кораблях были еще матросы, управлявшие снастями (υπηρεται). Десантные солдаты (επιβαται) в тяжелом вооружении, числом до 10 на каждом корабле, вместе с гребцами и матросами составляли экипаж корабля (πληρωμα), доходивший средним числом до 200 человек (1). В V в. гребцы набирались преимущественно из наемных иностранцев, метеков и рабов, тогда как в IV в. бедные граждане составляли значительную часть в общем количестве гребцов. В качестве рулевых и υπηρεται обыкновенно служили граждане (Фук. I, 143). Жалованье и кормовые деньги (σιτηρεσιον), которые экипаж корабля получал от триерарха, колебались от 3 оболов до драхмы в день.
Суда частью были скороходные (ταχειαι), употреблявшиеся для морских сражений и по своей форме обыкновенно называвшиеся νηες μακραι, частью транспортные для перевозки пехотных и кавалерийских войск (οπλιταγωγοι, ιππαγωγοι) или провианта и других запасов (ολκαδες). На судах для перевозки войск число матросов было по возможности меньшее, и их обязанности отчасти исполняли солдаты.
Морская тактика афинян была еще очень проста; главные маневры состояли в том, чтобы обогнуть с флангов неприятельскую линию (περιπλους) или прорезать ее (διεκπλους). Незначительная величина кораблей, их быстрота и поворотливость много способствовали успешному исходу сражения (например, при Саламине). При попадании старались ударом металлического клина (εμβολον), находившегося на носу корабля, пробить и потопить неприятельское судно или испортить весла, или брали на абордаж железными крючьями и сражались врукопашную на палубе.
Начальство над флотом. Главнокомандующими над флотом были стратеги (лишь в позднейшие времена встречаются отдельные ναυαρχοι); они набирали морские войска и имели главный надзор за снаряжением флота, в чем им помогали особые должностные лица αποστολεις. Отдельными триерами командовали граждане, на обязанности которых лежала оснастка корабля и содержание его в течение года (триерархи). Только два государственных корабля «Парал» и «Саламиния» оснащались и содержались на государственный счет. Народ избирал для каждого из них особого казначея (Арист. Аф. пол, 61). Верфями (νεωρια), доками (νεωσοικοι) и морскими арсеналами (σκευοθηκαι) заведовали особые попечители верфей (επιμεληται των νεωριων), избиравшиеся жребием по одному из филы; они смотрели за сохранностью судов и всех принадлежностей флота, вели списки и счеты, отмечали состояние судов, указывали, какие необходимы исправления и кому из граждан приходится в данный год принять на себя триерархию. По этому предмету, весьма чувствительно затрагивавшему финансовые интересы граждан, часто происходили споры, судебное ведение которых входило в круг обязанностей попечителей. При попечителях находились помощники и казначеи. Неизвестно, были ли особыми чиновниками или только помощниками попечителей ταμιαι των τριηροποιικων, τ. εις τα νεωρια, τ. κρεμαστων; первые имели в своем распоряжении суммы на постройку кораблей, последние были учреждены для заведования корабельными снастями (κρεμαστα – канаты, паруса и прочие снасти, кроме деревянных) с тех пор, как государство, в целях облегчения триерархии, взяло на себя поставку снастей.
Примечания
1 Гоплиты, предназначавшиеся для военных действий на суше и только перевозившиеся на кораблях, к экипажу не причислялись.