Война в общественной жизни древней Греции

П. Дюкре

Война в общественной жизни древней Греции

Введение
Часть I. Война
Часть II. Судьба побежденных
Часть III. Военное право и общественное мнение

Введение

Подсчитано, что греки в период с 490 до 338 г. до Р. X. воевали каждые два года из трех и что в это же время они не знали мира долее чем десять лет подряд. Эти цифры ошеломляют, они могут вызвать впечатление, что греки только и делали, что воевали. Однако эту оценку следует воспринимать с некоторыми поправками. Греческий мир состоял из большого числа суверенных государств, что сопоставимо с нашим миром, который, если брать его в целом, в последние 40 лет также не был свободен от войн.

Настоящий доклад посвящен таким сюжетам, как победа и поражение, а затем и более всего – обращению с побежденными в Древней Греции. Но это предполагает предварительное знакомство с собственно военным делом. Соответственно доклад строится так: первая часть посвящена сражениям, победе и добыче, вторая – судьбе побежденных, а третья – законам, нравам и обычаям, определявшим положение побежденных.


Часть I. Война

1. Сражения на суше и на море В классическую эпоху греческой истории царицей полей была тяжелая пехота. Воин-гоплит имел на вооружении копье и меч, а также большой круглый щит, панцирь, шлем и поножи. Представить себе сражение гоплитов не просто, хотя мы располагаем некоторыми описаниями, особенно Фукидида и Ксенофонта. Лучшее изображение мы находим на вазе из коллекции Киджи: два ряда выступающих друг против друга воинов в полном вооружении, с копьями, нацеленными в горло противника, поскольку оно не было защищено ни щитом, ни т. цирем. Воины идут в ногу, а ритм задается флейтистом.

Хотя нам легко представить первую фазу боя – столкновение двух армий, труднее судить о продолжении сражения. Традиция лишь сообщает, что та армия становилась победителем, которая прогоняла врага с поля боя. Примером может служить гоплитское ополчение афинян, разгромившее персов при Марафоне. Мощная в натиске фаланга гоплитов, однако, имела свои слабости, как показали битва при Левктрах в 371 г., где спартанцы были разбиты фиванцами, и битва при Киноскелах, где македоняне были разгромлены римлянами (198г.).

Помимо гоплитов, надо напомнить о пельтастах – легковооруженной пехоте, появившейся с конца V в. Вооруженные копьями, короткими мечами-махайрами и серповидными щитами-пельтами, эти воины, бывшие нередко наемниками-профессионалами, доставляли большие неприятности традиционному строю гоплитов.

2. Захват городов Другим типом военных действий был вооруженный захват городов. Уже в архаическое время греки начали укреплять свои города. Искусство защиты и укрепления городов достигло вершины в IV в. и далее в эллинистическую эпоху. Оборонительные стены греческих городов, вроде Длинных стен у афинян, играли такую же роль, как швейцарская Альпийская крепость в 1940 г., или как атомное оружие: они должны были показать возможному противнику, что ввиду мощи укреплений прямой захват города обойдется слишком дорого. Однако это было недостаточно, если нападающая сторона решалась на осаду или штурм. Судьба защитников и жителей была различной в зависимости от того, был ли город взят штурмом или сдан на капитуляцию.

Дополнительно надо сказать о сражениях на море. И здесь о столкновениях триер можно судить как по рассказам древних авторов, так и по изображениям на памятниках искусства.

3. Победы, жертвы и посвящения Если была одержана победа на поле боя, то она отмечалась прежде всего боевой песнью и, конечно же, установлением трофея. Обычай, по которому победители после сражения снимали оружие с поверженных врагов, описан уже в «Илиаде». Гомеровские герои рассматривали это оружие как часть своей добычи, не забывая, впрочем, посвящать долю ее богам. Однако обычай воздвигать трофеи на поле битвы, кажется, появился лишь позднее. Различают два типа трофеев – антропоморфный и простое нагромождение шлемов, щитов и панцирей. Воздвижением трофея победитель выражал желание посвятить свою победу богам. Это посвящение было связано с жертвоприношением. Соответственно уничтожение трофея воспринималось как святотатство.

Морские сражения не представляли исключения: в качестве трофея жертвовали богам часть корабельного носа или даже целый корабль. Такой трофей устанавливали в месте, откуда победоносный флот отплыл в море или на высоком мысу вблизи места сражения.

Некоторые сражения обладали для греков особым значением, если, например, они были связаны с борьбой за независимость. В их память и в благодарность богам за помощь устанавливался особый ритуал, устраивались особые празднества. Так, платейцы в память о победе над персами вблизи их города устраивали ежегодное жертвоприношение и процессию в честь павших воинов.

4. Жертвы и посвящения Парадоксальным образом война внесла свой вклад в свершения греческой культуры благодаря посвящению части добычи (обычно десятины) богам. Эти средства использовались на возведение храмов, портиков и сокровищниц, на заказы скульпторам, художникам и ювелирам.

Солдаты охотнее всего посвящали богам оружие. Поэтому освященные места полны предметов вооружения. Как правило, посвященное оружие хранилось в портиках. После морских побед богам посвящали предметы такелажа, паруса, весла, тараны и даже целые корабли. Храм Афины Афайи на Эгине хранил бронзовые тараны самосских кораблей, а портик афинян в Дельфах – такелаж с персидских судов.


Часть II. Судьба побежденных

1. Обращение с побежденными После поражения в Сицилии в 413 г. оставшиеся в живых 7 тыс. афинян были заключены в сиракузские каменоломни, где многие из них умерли от ужасных условий, а выжившие были, в конце концов, проданы в рабство. Это событие поднимает вопрос об обращении с военнопленными в греческом мире: какова была судьба воинов, взятых в плен на поле боя, и жителей завоеванных городов? Постигала ли всех одна и та же судьба – греков и чужеземцев, участников войны и сторонних лиц, граждан и рабов, мужчин и женщин? Можно ли постичь мотивы, определявшие поведение победителей, и точнее представить обстоятельства, способные изменить их позицию?

Прежде всего необходимо коснуться проблемы терминологии. Если сейчас выражения типа «военнопленные» и «гражданское население» являются точными юридическими понятиями, то в греческом мире это выглядело иначе. Технический термин для военнопленного «айхмалотос» (взятый копьем) чаще встречается в эллинистическое и римское время. Авторы V столетия предпочитают прагматические или образные названия которые выразительно обозначают пленных, но не содержат однозначного определенного понятия.

Согласно обычному представлению сражения у греков заканчивались для каждой из сторон либо победой, либо гибелью (ср. слова Мардония у Геродота, VII, 9). Но действительность нередко выглядела иначе: многие сражения завершались пленением побежденных. В греческой истории из 120 правильных сражений лишь 24 закончились истреблением побежденных, тогда как 28 завершились обращением в рабство, а 68 привели к иным последствиям – заключению в тюрьму, обмену, зачислению в войско победителей.

Что касается поголовного истребления, то нередко оно проходило при особых обстоятельствах, например, в войне не на жизнь, а на смерть между двумя соседними городами, вроде Кротона и Сибариса, или в гражданской войне. Пелопоннесская война началась и закончилась подобной резней: фиванцев и пелопоннесцев в Платеях в 431 г. и афинян после битвы при Эгоспотамах (405г.).

2. Обращение в рабство, заключение в тюрьму и другие варианты Если истребление побежденных было сравнительно редкой мерой, то обращение в рабство – гораздо более частой. Напомним в этой связи о судьбе афинян в Сицилии.

Продажа пленных в рабство или их использование на принудительных работах указывает на экономическую эксплуатацию победы. Так, акрагантяне принудили карфагенских пленных участвовать в строительстве огромного храма. Афиняне использовали часть 20 тыс. пленных после битвы при Эвримедонте на работах в серебряных рудниках Лавриона.

Наряду с истреблением и обращением в рабство, надо упомянуть о заключении в тюрьму и обмене. Характерный пример – судьба спартанских воинов, захваченных афинянами на Сфактерии во время Пелопоннесской войны: 292 воина, в том числе 120 знатных спартиатов, было доставлено в Афины и заключено в тюрьму. Их жизнь афиняне сделали залогом того, чтобы спартанцы воздерживались впредь от вторжений в Аттику. Лишь четыре года спустя они были обменены на афинских военнопленных.

С IV столетия война приняла другие масштабы. Возросшей величине армий соответствовали огромные массы военнопленных. Показательна политика Александра Великого, который использовал самые различные меры в отношении побежденных – от щадящих до полного уничтожения.

3. Судьба жителей завоеванных городов Ксенофонт в «Киропедии» (VII, 5, 73) говорит о том, что по общему и вечному закону в городе, захваченном врагами, все принадлежит победителям – и люди и их имущество. Это определение подтверждается историческими примерами начиная с судьбы Трои.

Каково все-таки было отличие судьбы защитников и жителей поселения от судьбы солдат, сражавшихся в открытом бою? Прежде всего надо учитывать разность самой борьбы: город, защищенный стенами, мог долго сопротивляться агрессору. Его защита была для гражданской общины делом жизни Падение города имело более тяжкие последствия, чем поражение армии, ибо оно могло означать для защитников смерть, для населения – порабощение, а вообще – исчезновение государства как независимого социального и политического единства.

У агрессора было много способов использовать свою победу. В случае упорного сопротивления защитников постигала смерть, а женщин и детей – рабство. Определяющими для поведения победителей были политические расчеты, но временами их поведением могли руководить ненависть или гнев. Сошлемся на примеры с Сибарисом, Платеями, Митиленой, Мелосом, наконец, с Фивами, уничтоженными Александром.

Успех или неудача при осаде городов зависели от возможностей нападавших и защитников. Успешные нападения были скорее редкостью, поскольку из 69 таких случаев в V в. 42 закончились соглашениями. Обычным условием капитуляции было предоставление защитникам и населению возможности покинуть город с минимумом имущества.

4. Тюремное заключение, казнь и жестокое обращение Условия заключения для военнопленных могли быть различными: худшим случаем была работа в рудниках, но бывали случаи и простого содержания в государственной тюрьме (судьба спартанцев, плененных на Сфактерии). Нередко заброшенные каменоломни обращались в лагери для военнопленных (как это было в Сиракузах в 413 г.). Пленные иногда заковывались в цепи. Напомним, что на Афинском акрополе хранились цепи, в которые были закованы пленные беотийцы и халкидяне (после их поражения в конце VI в.).

Хотя обычным орудием истребления или казни был меч, использовались и другие способы расправы, например, утопление пленников в море, как это было проделано со святотатцами-фокидянами после их разгрома Филиппом в Фессалии. Особенностью этого метода было то, что здесь избегался прямой контакт между исполнителем наказания и наказуемым. То же было и в случае сбрасывания со скалы. Святотатцы погибали от воздействия внешней среды, и исполнители приговора не оскверняли своих рук безбожной кровью.

Хотя и не часто, но временами военнопленные подвергались пыткам и мучениям, распятию, увечью и т. п., как это практиковалось в городах Сицилии (вспомним о быке Фалариса).

В некоторых случаях пленным на лбу выжигалась эмблема их победителей: сова – афинянами, корабельный нос – самосцами, лошадиная голова – сиракузянами. В истории человечества этот обычай известен издавна – обычай отмечать тавром стада скота или группы людей. Вспомним также о наказании Ксерксом Геллеспонта за разрушение наведенных царем мостов: море получило триста ударов плетьми, в него бросили цепи, а воды его прижгли раскаленным железом.


Часть III. Военное право и общественное мнение

1. Военные обычаи и военное право Война в Древней Греции подчинялась целому ряду законов и обычаев, которые довольно точно предписывали, что дозволено и что запрещено воюющим сторонам. Этот кодекс чести находит свое происхождение в греческом менталитете, для которого определяющим было внимание к религии. Чувство принадлежности к единой общности людей, говорящих на одном языке, почитающих одних богов и имеющих одни и те же обычаи, также способствовало тому, чтобы определить границы поведению воюющих сторон.

Конечно, поскольку эти установления не были зафиксированы в письменной форме, их соблюдение зависело от доброй воли каждого. Лишь повеления богов обладали неоспоримым авторитетом, но и на них временами не обращали внимания: прибегающих к защите богов в храме могли пощадить, а могли и не пощадить. Наказаниями для святотатцев в таких случаях могли быть неудача, толкуемая как знак божественного вмешательства, и неодобрение, высказываемое общественным мнением. Последнее находило свое выражение там, где господствовала свобода мысли, как это было при демократии. Население могло выражать свою точку зрения либо прямо, в народном собрании, либо через ораторов, поэтов, философов и историков.

Вспомним о главных правилах ведения войны: обязанность держать данное слово или соблюдать договор, уважение к священному перемирию по время религиозных праздников, право для побежденных собрать и похоронить своих мертвецов, неприкосновенность трофеев, культовых центров и мест, равно как и лиц, выполняющих религиозные функции или находящихся под защитою богов. К этому добавляется общее правило, согласно которому хладнокровное истребление взятых в плен вражеских воинов было недопустимым (ср. выражение этого взгляда в «Гераклидах» Еврипида).

2. Заключение. Война и общественное мнение Отметим одну из существенных черт, которая отличает греческий мир от других: сознание того, что эксцессы достойны сожаления и незаконны и что они подлежат осуждению. В то время как восточные народы были подвластны авторитету, запрещавшему им выражение своих мнений, а римляне оправдывали законом свои войны и свои завоевания со всеми их последствиями, греки голосами своих поэтов, писателей и художников ясно высказывали мнение, что массовые убийства и обращение побежденных в рабство не являются корректным образом действия. Величие Греции, возможно, основывается на том, что боги и общественное мнение порою добивались успеха в том, чтобы изменить естественный ход вещей и воспрепятствовать систематической практике массовых убийств и обращений в рабство.



Сайт создан в системе uCoz